ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

self-consciousness

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Marchuk N.Yu. (2017). Gender and age features of the self-concept of a pensioner. National Psychological Journal. 2, 116-123.

Currently the Ministry of Finance is working on the issue of gradual increase of the retirement age, while various specialists are actively discussing the pros and cons of this potential change. The issue of determining the characteristics of the labour force participation of elder people and their participation in society is complex and multifaceted. A retired person’s capability for activity, willingness to get enrolled in society vary considerably depending on health, psychological well-being, self-attitude.

The paper examines one’s self-concept as a generalized set of ideas about their own physical, psychological, social features As a central component of identity and selfregulation of the retired citizens.

The results of the study presented in the paper reveal the retirement age as a period of human ontogenesis, during which their self-concept is undergoing a number of changes. Based on the theoretical analysis and empirical research, the following periods of the individual development at the retirement age is proposed: early retirement, mid retirement, late retirement. Each of the periods is described taking into account age peculiarities of self-awareness and the self-concept. The paper shows the crisis nature of the self-concept development in people of the retirement age. It also highlights normative age-graded crises: the retirement crisis, the crisis of self-sufficiency, the crisis of integrity. The paper also highlights gender-specific features of the self-concept in retired citizens.

The study was conducted using a sample of 120 unemployed pensioners from the cities Yekaterinburg and Sverdlovsk Oblast (Sverdlovsk region), Russia. To study the features of the self-concept of the retired citizens the following methods were used: «Who am I?» (M. Kun) for studying the content of the self-concept, the self-relation test (V. V. Stolin, S. R. Pantileev) for analysinge self-attitude of the retired citizens, the technique of personal differential for studying self-attractiveness, strength and activity of the retired citizens.

Received: 05/19/2016

Accepted: 05/05/2017

Pages: 116-123

DOI: 10.11621/npj.2017.0213

Keywords: self-concept; self-consciousness; age-graded crisis; self-attitude; self-evaluation; retirement age; generativity; wisdom; self-sufficiency;

By: ;

Available Online: 06/28/2017

Burlakova N.S. (2013). Identification with «father figure» in the context of child self-identity at 3-5 year age. National psychological journal. 4 (12), 44-55.

The paper presents a theoretical analysis of the role of identification with «father figure» on a par with its symbolic functions in the development and formation of child self-identity. Particular attention is paid to the potential application of cultural historical psychology and modern psychotherapeutic approach in studying the processes of internalization and identification. The empirical study was conducted in 3-4 and 4-5 years children using Children’s Apperception Test (CAT) by S. Bellak and L. Bellak. the Methods of phenomenological analysis were used, elements of content analysis were applied to the results of perception, projective comments and stories of children after the third CAT table by S. Bellak and L. Bellak was produced to them, and also qualitative analysis of child behaviour are presented. The results have revealed the change of «father figure» perception, which is an external marker of identification deeper processes. Particular material gives basis to discuss qualitative transformation of «father figure» identification taking into account age-related categories, and also the mechanism of identifying and assigning the appropriate emotional experience. By identifying the «father figure» as prior aggressive category the child affirmation receives a meaningful and socially accepted form of manifestation that marks an important stage in the development of self-identity.

Received: 12/15/2013

Accepted: 12/23/2013

Pages: 44-55

DOI: 10.11621/npj.2013.0406

Keywords: development; self-identity; self-consciousness; identification; father figure; dialogic approach; projection; stories of children of preschool age; CAT;

By: ;

Available Online: 12/30/2013

Kagan V.E. (2011). Homo Xenophobicus: us-them psychology. National Psychological Journal, 2(6), 40-45

The phenomenon of xenophobia is analysed comprehensively. Its distribution at different historical stages of human development is traced. Considerable attention is paid to the psychological component of the xenophobic consciousness.

Pages: 40-45

Keywords: xenophobia; “us-them”; “I-concept”; science phobia; national and religious hatred; xenophobic thinking; fear; mass consciousness; self-consciousness; self-worth;

By: ;


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2020

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

самосознание

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Марчук Н.Ю. Половозрастные особенности образа «я» пенсионера. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 116-123.

В настоящее время, когда Минфин РФ прорабатывает вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста, различными специалистами активно обсуждаются все достоинства и недостатки такого преобразования. Вопрос об определении особенностей трудовых ресурсов пожилых людей, их участии в жизни общества сложен и многогранен. Активность и деятельные возможности пенсионеров, их готовность реализовать себя в обществе существенно различаются в зависимости от состояния здоровья, психологического самочувствия человека, его отношения к самому себе.

В качестве центрального компонента самосознания и саморегуляции пенсионера в данной статье рассматривается образ «Я» как обобщенная совокупность представлений о собственных физических, психологических и социальных особенностях. Результаты представленного в статье исследования раскрывают пенсионный возраст как период онтогенеза человека, в течение которого его образ «Я» претерпевает многочисленные изменения. На основании теоретического анализа и результатов эмпирического исследования, предложена периодизация развития личности в этом возрасте: раннепенсионный, среднепенсионный, позднепенсионный период. Каждый из периодов описан через возрастные особенности самосознания и образа «Я». Показан кризисный характер развития образа «Я» у людей пенсионного возраста, выделены нормативные возрастные кризисы данного периода: кризис выхода на пенсию, кризис состоятельности, кризис целостности. А также выделены гендерные особенности образа «Я» пенсионеров.

Исследование проводилось на выборке из 120 неработающих пенсионеров Екатеринбурга и Свердловской области. Были использованы следующие методики: «Кто я?» М. Куна в модификации Т.В. Румянцевой (на предмет содержания образа «Я»), тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (для анализа самоотношения пенсионеров), методика личностного дифференциала (на предмет самооценки своей привлекательности, силы и активности).

Поступила: 19.05.2016
Принята к публикации: 05.05.2017
Страницы: 116-123
DOI: 10.11621/npj.2017.0213
Ключевые слова: Я-концепция; самосознание; кризис развития; самоотношение; самооценка; пенсионный возраст; генеративность; мудрость; состоятельность;
Автор(ы): Марчук Н.Ю.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Бурлакова Н.С. Идентификация «с отцовской фигурой» в контексте развития самоидентичности детей в возрасте 3–5 лет. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 44-55.

В статье представлен теоретический анализ роли идентификации «с отцовской фигурой» с присущими ей символическими функциями в развитии и становлении самоидентичности ребенка. Особое внимание уделяется возможностям применения идей культурно-исторической психологии и современной психотерапевтически ориентированной психодинамической психологии в изучении процессов интериоризации и идентификации. Эмпирическое исследование проводилось с детьми 3–4 и 4–5 лет на материале Детского Апперцептивного Теста (САТ) С. и Л. Беллак. Применялись методы феноменологического анализа, элементы контент-анализа применительно к результатам восприятия, проективным комментариям и рассказам детей после предъявления им третьей таблицы САТ С и Л. Беллак, а также качественный анализ данных наблюдения за поведением детей. Полученные результаты позволили обнаружить смену категоризации восприятия «отцовской фигуры», что является внешним маркером более глубинных процессов идентификации. На конкретном материале обсуждаются качественные трансформации содержания процесса идентификации с «отцовской фигурой» с учетом возрастных изменений, а также вопрос о механизме идентификации и процессе присвоения соответствующего эмоционального опыта. Посредством идентификации «с отцовской фигурой» изначально агрессивное самоутверждение ребенка получает значимую и социально принятую форму для своего проявления, что знаменует собой важный этап в развитии самоидентичности.

Поступила: 15.12.2013
Принята к публикации: 23.12.2013
Страницы: 44-55
DOI: 10.11621/npj.2013.0406
Ключевые слова: развитие ; самоидентичность; самосознание; идентификация; отцовская фигура; диалогический подход; проекция; рассказы детей дошкольного возраста; CAT;
Автор(ы): Бурлакова Н.С. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Каган В.Е. Homo Xenophobicus: психология «своего и чужого»// Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.40-45.

Всесторонне проанализирован феномен ксенофобии, прослежено его распространение на разных исторических этапах развития человеческого общества. Значительное внимание уделено психологической составляющей ксенофобического сознания.

Страницы: 40-45
Ключевые слова: ксенофобия; «свой – чужой»; «Я-концепция»; наукобоязнь; национальная и религиозная рознь; ксенофобическое мышление; страх; массовое сознание; самосознание; самоуважение;
Автор(ы): Каган В.Е.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер