ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяСписок ключевых слов

самосознание

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Марчук Н.Ю. Половозрастные особенности образа «я» пенсионера. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 116-123.

В настоящее время, когда Минфин РФ прорабатывает вопрос о постепенном повышении пенсионного возраста, различными специалистами активно обсуждаются все достоинства и недостатки такого преобразования. Вопрос об определении особенностей трудовых ресурсов пожилых людей, их участии в жизни общества сложен и многогранен. Активность и деятельные возможности пенсионеров, их готовность реализовать себя в обществе существенно различаются в зависимости от состояния здоровья, психологического самочувствия человека, его отношения к самому себе.

В качестве центрального компонента самосознания и саморегуляции пенсионера в данной статье рассматривается образ «Я» как обобщенная совокупность представлений о собственных физических, психологических и социальных особенностях. Результаты представленного в статье исследования раскрывают пенсионный возраст как период онтогенеза человека, в течение которого его образ «Я» претерпевает многочисленные изменения. На основании теоретического анализа и результатов эмпирического исследования, предложена периодизация развития личности в этом возрасте: раннепенсионный, среднепенсионный, позднепенсионный период. Каждый из периодов описан через возрастные особенности самосознания и образа «Я». Показан кризисный характер развития образа «Я» у людей пенсионного возраста, выделены нормативные возрастные кризисы данного периода: кризис выхода на пенсию, кризис состоятельности, кризис целостности. А также выделены гендерные особенности образа «Я» пенсионеров.

Исследование проводилось на выборке из 120 неработающих пенсионеров Екатеринбурга и Свердловской области. Были использованы следующие методики: «Кто я?» М. Куна в модификации Т.В. Румянцевой (на предмет содержания образа «Я»), тест-опросник самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева (для анализа самоотношения пенсионеров), методика личностного дифференциала (на предмет самооценки своей привлекательности, силы и активности).

Поступила: 19.05.2016
Принята к публикации: 05.05.2017
Страницы: 116-123
DOI: 10.11621/npj.2017.0213
Ключевые слова: Я-концепция; самосознание; кризис развития; самоотношение; самооценка; пенсионный возраст; генеративность; мудрость; состоятельность;
Автор(ы): Марчук Н.Ю.;

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

Бурлакова Н.С. Идентификация «с отцовской фигурой» в контексте развития самоидентичности детей в возрасте 3–5 лет. // Национальный психологический журнал. – 2013. – № 4(12). – С. 44-55.

В статье представлен теоретический анализ роли идентификации «с отцовской фигурой» с присущими ей символическими функциями в развитии и становлении самоидентичности ребенка. Особое внимание уделяется возможностям применения идей культурно-исторической психологии и современной психотерапевтически ориентированной психодинамической психологии в изучении процессов интериоризации и идентификации. Эмпирическое исследование проводилось с детьми 3–4 и 4–5 лет на материале Детского Апперцептивного Теста (САТ) С. и Л. Беллак. Применялись методы феноменологического анализа, элементы контент-анализа применительно к результатам восприятия, проективным комментариям и рассказам детей после предъявления им третьей таблицы САТ С и Л. Беллак, а также качественный анализ данных наблюдения за поведением детей. Полученные результаты позволили обнаружить смену категоризации восприятия «отцовской фигуры», что является внешним маркером более глубинных процессов идентификации. На конкретном материале обсуждаются качественные трансформации содержания процесса идентификации с «отцовской фигурой» с учетом возрастных изменений, а также вопрос о механизме идентификации и процессе присвоения соответствующего эмоционального опыта. Посредством идентификации «с отцовской фигурой» изначально агрессивное самоутверждение ребенка получает значимую и социально принятую форму для своего проявления, что знаменует собой важный этап в развитии самоидентичности.

Поступила: 15.12.2013
Принята к публикации: 23.12.2013
Страницы: 44-55
DOI: 10.11621/npj.2013.0406
Ключевые слова: развитие ; самоидентичность; самосознание; идентификация; отцовская фигура; диалогический подход; проекция; рассказы детей дошкольного возраста; CAT;
Автор(ы): Бурлакова Н.С. ;

Доступно в on-line версии с 30.12.2013

Каган В.Е. Homo Xenophobicus: психология «своего и чужого»// Национальный психологический журнал — 2011. — №2(6) — с.40-45.

Всесторонне проанализирован феномен ксенофобии, прослежено его распространение на разных исторических этапах развития человеческого общества. Значительное внимание уделено психологической составляющей ксенофобического сознания.

Страницы: 40-45
Ключевые слова: ксенофобия; «свой – чужой»; «Я-концепция»; наукобоязнь; национальная и религиозная рознь; ксенофобическое мышление; страх; массовое сознание; самосознание; самоуважение;
Автор(ы): Каган В.Е.;


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер