ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
Russian Psychological Society
The Faculty of Psychology. Lomonosov Moscow State University.
Main RSS Search

MainKeywords

individual

Publications

Filter
En:
DOI Number:
  

Zinchenko V.P. (2017) On the Self-concept. Language Games: zero total? (V.P. Zinchenko From personal archive). National Psychological Journal. 1, 39-44.

In his work, the author compares and analyzes such concepts as human, person, personality, entity, individual, and self. He considers the views of major philosophers and psychologists of the past on these concepts. There are ideas of P. Florensky, A. Losev, G. Shpet, L. Rubinstein, L .Bozhovich, A .Leontiev, S. Freud and other scientists writing on the content, functions, origin and value of the psychological phenomena mentioned above. The views of a person, individual, and Self have undergone dramatic changes over time. Russian philosophers wrote about the impossibility to define the individual, they considered it a myth, miracle, mystery, and at the same time limit of self-construction or self-creation. Russian psychologists dropped the concept of individual below the concept of personality, and even equated with the subject. In addition, for a while the identity was considered a product of the collective. The notion of Self is considered in a similar way. It is either identified with the subject or object, or it is said to propagate using vegetative means, or like the individual may manifest properties of a soluble substance. However, the Self is recognized to be characterized by generating creative abilities and functions. Psychoanalysts first considered Self as a mental institution, then as a main authority or substructure of personality. S.Freud builds a topology of the following structure: Ego, Super-Ego, Id, each of them performing their own functions and keeping their own energy. S. Freud spoke about the historical implications of mental acts. Considerable attention is paid to the origin of Self. The development of the Self does not occur automatically, and there are concepts put forward by the psychoanalysts and psychologists.

The author emphasizes that the paper compares psychological approaches to personality and psychoanalytic approaches to the Self. In psychology, we are dealing with a person (a person?) without Self. In psychoanalysis, we are dealing with Self, but without personality. Both psychologists and psychoanalysts tend to reduce the Self to the individual, subject, representative, or mere body.

Received: 02/03/2017

Accepted: 02/19/2017

Pages: 39-44

DOI: 10.11621/npj.2017.0105

Keywords: personality psychology; individual; ">; psychoanalysis; philosophy;

By: ;

Available Online: 03/30/2017

Zinchenko V.P. (2016). Nostalgia for a Personality: roaming like a babe in the woods (From personal archive V.P. Zinchenko). National Psychological Journal. 3, 49-58.

The paper analyses such polysemantic terms as “subject”, “individual”, “personality”, and which form sincretic notions, e.g. “subjectivity of personality”, “multisubjectivity of personality”, etc.

The author claims that he was unable to find in the works of other authors meaningful connections between the concepts of «subject» and «personality». The concept of «subject» is used in such a wide meaning that its content potential is close to zero. It highlights the complexity of understanding the subject, and provides evidence of the difficulties that the author finds in the works of the leading philosophers and psychologists who are concerned with the issue of personality. As a result, the author concludes that the analysis of the different forms of reflexivity and, their base practices are the theory of psychology of the subject.

The second term of the triad – the individual or the individuality, is both the subject and the subject matter and objective of an infinite number of studies. At the same time the concepts of «subject» and «personality» are not congruent to the concept of «individual», although many attempts to define or describe the personalityare repelled by the notion of individual. The phenomenon of personality expresses a rather late result of human development.

The interpretation of these terms by G.G. Shpet, S.L. Rubinshtein, B.M. Teplov, A.N. Leontiev, etc. is refurbished. The author believes the main issue of psychological research is personality. On the ontological plane,there are two notions of personality: down — to the subject — to a function or a collection of functions; and up — to the personality — to an ideal, to the limit of self-construction, to spirituality and freedom.

Received: 09/03/2016

Accepted: 09/10/2016

Pages: 49-58

DOI: 10.11621/npj.2016.0307

Keywords: psychology; subject; individual; personality; personality;

By: ;

Available Online: 10/30/2016


About Editorial Board Volumes Authors For Authors Indexing Contacts
CC BY-NC

National Psychological Journal, 2006 - 2021

ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяСписок ключевых слов

индивид

Публикации

Фильтр
Ru:
DOI Number:
  

Зинченко В.П. К проблеме Я. Языковые игры: не с нулевой ли суммой? (Из личного архива В.П. Зинченко). // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 39-44.

В своей работе автор сопоставляет и анализирует такие понятия, как человек, личность, персона, субъект, индивид, Я. Он рассматривает взгляды крупнейших философов и психологов прошлого на эти понятия. Приводятся идеи П.А. Флоренского, А.Ф. Лосева, Г.Г. Шпета, Л.С. Рубинштейна, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьева, З. Фрейда и других ученых относительно содержания, функций, происхождения и значения данных психологических феноменов. Отмечается, что взгляды на личность, индивид, Я претерпевали с течением времени значительные перемены. Русские философы писали о невозможности дать определение личности, они считали ее мифом, чудом, тайной и при этом пределом самопостроения, самосозидания. Отечественные психологи опустили личность ниже индивида, поставив его над личностью, и, даже, уравняли с субъектом. К тому же, личность определенное время считали продуктом коллектива. Похожую судьбу претерпевает Я. Оно то идентифицируется с субъектом или с объектом, то размножается вегетативным способом, то, подобно личности, растворяется в разного рода отношениях. Хотя и признается, что Я свойственны созидательные порождающие способности и функции. Психоаналитики вначале рассматривали Я как «психическую инстанцию», затем как главную «инстанцию» или подструктуру личности. З. Фрейд строит топологию системы Я: Сверх-Я, Я, Оно, наделяя каждый из уровней своими функциями и своей энергией. Фрейд говорил и об исторической обусловленности психических актов. Значительное внимание уделяется проблеме происхождения Я. Отмечается, что становление Я не происходит автоматически, приводятся его концепции, выдвинутые психоаналитиками и психологами.

Автор замечает, что в статье имеет место сопоставление психологических подходов к личности и психоаналитических подходов к Я. В психологии мы имеем дело с личностью (с личностью ли?) без Я. В психоанализе мы имеем дело с Я, но без личности. И психологи, и психоаналитики склонны редуцировать Я к индивиду, к субъекту, к репрезентанту, к организму.

Поступила: 03.02.2017
Принята к публикации: 19.02.2017
Страницы: 39-44
DOI: 10.11621/npj.2017.0105
Ключевые слова: психология личности; индивид; ">; психоанализ; философия;
Автор(ы): Зинченко В.П.;

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

В.П. Зинченко. Блуждание в трех соснах, или Тоска по личности (Из личного архива В.П. Зинченко). // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 49-58.

В статье анализируются многозначные психологические термины: «субъект», «индивид», «личность» и образуемые из них синкреты, например, «личностный субъект», «субъектность личности», «мультисубъектность личности», «личность – атрибут субъекта», «личность индивида» и т.п. Автор пишет, что он, не претендуя на исчерпывающее раскрытие внутренней формы соответствующего слова, попытается выразить свое отношение к подобным синкретам и свое видение взаимоотношений между реальностями, скрытыми за терминами «субъект», «индивид», «личность». При этом он опирается на более ранние культурные традиции их понимания и использования.

Реконструируется трактовка этих терминов Г.Г. Шпетом, М. Хайдеггером, С.Л. Рубинштейном, Б.М. Тепловым, А.Н. Леонтьевым и др. Автор утверждает, что ему не удалось найти в работах рассмотренных им авторов сколько-нибудь содержательных связей между понятиями «субъект» и «личность». Да и само понятие «субъект» в них используется настолько широко, что его содержание близко к нулю. Подчеркивается сложность постижения субъекта, приводятся свидетельства этой сложности, которые автор находит в работах ведущих философов и психологов, занимавшихся данной проблемой. В итоге автор пишет, что анализ различных форм рефлексивности и, собственно, лежащих в их основании практик – это, возможно, и есть теория психологии субъекта, если таковая возможна.

Второй член рассматриваемой триады – индивид или индивидуальность, представляет собой и объект, и предмет, и цель бесконечного числа исследований. При этом понятия «субъект» и «личность» не конгруэнтны понятию «индивид», хотя многие попытки определить или охарактеризовать личность отталкиваются именно от индивидуальности. Феномен личности довольно поздний результат человеческого развития.

Автор утверждает, что очевидной, реальной проблемой психологии является наше среднее звено – индивид или индивидуальность. От нее возможны два пути: вниз – к субъекту – функции или к коллекции (коллективу) функций, к подлежащему. И путь вверх – к личности, к коллективу переживаний, к духовности и свободе. Однако выбор не всегда за человеком, но и преуменьшать его стремлений к пределу самопостроения не следует.

Поступила: 03.09.2016
Принята к публикации: 10.09.2016
Страницы: 49-58
DOI: 10.11621/npj.2016.0307
Ключевые слова: психология; субъект; индивид; индивидуальность; личность;
Автор(ы): Зинченко В.П.;

Доступно в on-line версии с 30.10.2016


О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер