ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Багдасарян М.А. Информационно-коммуникационные технологии как способ поддержки социального капитала в условиях пандемии. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 27–38. doi: 10.11621/npj.2021.0403

Автор(ы): Багдасарян Мария Арсеновна

Аннотация

Актуальность. С появлением интернета и развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) изменились и расширились доступные способы межличностного общения. С весны 2020 г. и по настоящее время сохраняется нестабильность эпидемиологической обстановки в связи с пандемией COVID-19. Карантинные меры привели к резкому сокращению физических социальных контактов или их полному отсутствию. В результате для большинства развитых стран компьютерно-опосредованная коммуникация стала основным способом поддержания связи с родными, друзьями, коллегами и т.д. Эти беспрецедентные обстоятельства актуализируют наше исследование, показывающее, как ИКТ помогают поддержать социальный капитал россиян на индивидуальном уровне.

Цель. Определить, насколько эффективна вовлеченность при использовании ИКТ для поддержания соци- ального капитала россиян на индивидуальном уровне в период пандемии COVID-19.

Описание хода исследования. Исследование проводилось в онлайн-формате путем предъявления участникам опросника. Выборку исследования составили 300 респондентов в возрасте от 18 до 71 года. Все респонденты являются гражданами Российской Федерации. Они отвечали на вопросы, определяющие уровень воспринимаемой угрозы СOVID-19, вовлеченности в использование ИКТ и степень изменения взаимоотношений с «сильными» и «слабыми связями».

Результаты исследования. Прямая взаимосвязь воспринимаемой угрозы коронавируса и индивидуального социального капитала прослеживается только во взаимоотношениях с друзьями и жителями страны. С семьей, коллегами, соседями и жителями города статистически значимая взаимосвязь отсутствует. В случае высокого уровня использования ИКТ воспринимаемая угроза коронавируса не имеет отрицательной взаимосвязи с воспринимаемой близостью с семьей, друзьями и жителями страны. При этом не было выявлено роли использования ИКТ во взаимосвязях воспринимаемой угрозы коронавируса с воспринимаемой близостью с коллегами, соседями и жителями города.

Заключение. В целом вовлеченность в ИКТ способствует сохранению социального капитала на индивидуальном уровне в условиях пандемии.

Страницы: 27-38

Поступила: 02.08.2021

Принята к публикации: 20.08.2021

DOI: 10.11621/npj.2021.0403

Разделы журнала: Социальная психология

PDF: /pdf/npj-no44-2021/npj-no44-2021_27–38.pdf

Ключевые слова: ИКТ; воспринимаемая угроза коронавируса; социальный капитал; социальные связи; пандемия

Доступно в on-line версии с 30.12.2021

Литература

Луковцева З.В. Пандемия COVID-19 как социальный стрессор: факторы психолого-психиатрического риска (по материалам зарубежных исследований) // Социальная психология и общество. 2020. Том 11, № 4. С. 13–25. doi: 10.17759/sps.2020110402

Татарко А.Н., Макласова Е.В., Лепшокова З.Х., Галяпина В.Н., Ефремова М.В., Дубров Д.И., Бульцева М.А., Бушина Е.В.,

Миронова А.А. Методика оценки вовлеченности в использование информационно-коммуникационных технологий //Социальная психология и общество. 2020. Т. 11, № 1. С. 159–179. doi: 10.17759/sps.2020110110

Счетная палата Российской Федерации. (2020). Социальные последствия пандемии COVID-19 и инклюзивность. URL:https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-inclusion.pdf (дата обращения 17.07.2021).

Ammar, A., Chtourou, H., Boukhris, O., Trabelsi, K., Masmoudi, L., Brach, M., ... & ECLB-COVID19 Consortium. (2020).COVID-19 home confinement negatively impacts social participation and life satisfaction: a worldwide multicenter study. International journal of environmental research and public health, 17 (17), 6237. doi: 10.3390/ijerph17176237

Austin, L., Liu, B.F., & Jin, Y. (2012). How audiences seek out crisis information: Exploring the social-mediated crisis communication model. Journal of Applied Communication Research, 40 (2), 188–207. doi: 10.1080/ 00909882.2012.654498

Bae, S.M. (2019). The relationship between smartphone use for communication, social capital, and subjective well-being in Korean adolescents: verification using multiple latent growth modeling. Children and Youth Services Review, 96, 93–99. doi: 10.1016/j.childyouth.2018.11.032

Bano, S., Cisheng, W., Khan, A.N., Khan, N.A. (2019). WhatsApp use and student’s psychological well-being: role of social capital and social integration. Children and Youth Services Review, 103, 200–208. doi: 10.1016/j.childyouth.2019.06.002

Barrios, J.M., Benmelech, E., Hochberg, Y.V., Sapienza, P., Zingales, L. (2021). Civic capital and social distancing during the Covid-19 pandemic. Journal of public economics, 193, 104310. doi: 10.1016/j.jpubeco.2020.104310

Borgonovi, F., & Andrieu, E. (2020). Bowling together by bowling alone: Social capital and Covid-19. Social Science & Medicine(1982), 265, 113501. doi: 10.1016/j.socscimed.2020.113501

Chen, H.T., Li, X. (2017). The contribution of mobile social media to social capital and psychological well-being: examining the role of communicative use, friending and self-disclosure. Computers in Human Behavior, 75. doi: 10.1016/j.chb.2017.06.011

Claridge, T. (2020). Individual social capital and COVID-19. [Electronic resource]. URL: https://www.socialcapitalresearch.com/individual-social-capital-and-covid-19/ (date of retrieval: 17.05.2021).

Conway, L., Woodard, S.R., Zubrod, A. (2020). Social psychological measurements of COVID-19: Coronavirus perceived threat, government response, impact and experiences questionnaires. [Electronic resource]. URL: https://psyarxiv.com/z2x9a/download?format=pdf (date of retrieval: 10.05.2021).

Dussaillant, F., Guzman, E. (2015). Disasters as an Opportunity to Build Social Capital. International Journal of Emergency Mental Health and Human Resilience, 17 (3), 661–663. doi: 10.4172/1522-4821.1000270

Ellison, N.B., Vitak, J., Gray, R., Lampe, C. (2014). Cultivating social resources on social network sites: Facebook relationship maintenance behaviors and their role in social capital processes. Journal of Computer-Mediated Communication, 19, 855–870. doi:10.1111/jcc4.12078.

Granovetter, M. (1974). Getting a job: A study of contacts and careers. Chicago: University of Chicago Press.

Hayes, A.F. (2013). Introduction to mediation, moderation, and conditional process. analysis: Methodology in the social sciences. New York: Guilford Press.

Jean-Baptiste, C.O., Herring, R.P., Beeson, W.L., Hildemar, D.S., Banta, J.E. (2020). Stressful life events and social capital during the early phase of COVID-19 in the U.S. Social Sciences & Humanities Open, 2 (1). doi: 10.1016/j.ssaho.2020.100057.

Jurcik, T., Jarvis, G.E., Zeleskov, Doric J., Krasavtseva, Y., Yaltonskaya, A., Ogiwara, K., Grigoryan, K. (2020). Adapting mental health services to the COVID-19 pandemic: Reflections from professionals in four countries. Counselling Psychology Quarterly,1–27. doi: 10.1080/09515070.2020.1785846

Kawachi, I. (2010). Social capital and health. In C.E. Bird, P. Conrad, A.M. Fremont, S. Timmermans (Eds.), Handbook of medical sociology (pp.18–32) Nashville, TN: Vanderbilt University Press. doi: 10.1007:2F978-0-387-71311-3_14

Kim, C., Shen, C. (2020). Connecting activities on social network sites and life satisfaction: a comparison of older and younger users. Computers in Human Behaviour, 105. doi: 10.1016/j.chb.2019.106222

Kraut, R., & Burke, M. (2015). Internet use and psychological well-being: effects of activity and audience. Communications of the ACM, 58 (12), 94–100. doi: 10.1145/2739043

Li, J., Stephens, K.K., Zhu, Y., Murthy, D. (2019). Using social media to call for help in Hurricane Harvey: Bonding emotion, culture, and community relationships. International Journal of Disaster Risk Reduction, 38, 1–8. doi: 10.1016/j. ijdrr.2019.101212

Makridis, C.A., Wu, C. (2021). How social capital helps communities weather the COVID-19 pandemic. PloSone, 16 (1), e0245135.doi: 10.1371/journal.pone.0245135

Neubaum, G., Rösner, L., Rosenthal-von der Pütten, A.M., Krämer N.C. (2014). Psychosocial functions of social media usage in a disaster situation: A multimethodological approach. Computers in Human Behavior, 34, 28–38. doi: 10.1016/j.chb.2014.01.021

Pennington, N. (2021) Communication outside of the home through social media during COVID-19. Computers in Human Behavior Reports, 4. doi: 10.1016/j.chbr.2021.100118

Pew Research Center. (2020a). From virtual parties to ordering food, how Americans are using the internet during COVID-19. [Electronic resource]. URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/04/30/from-virtual-parties-to-ordering-food-howamericans-... (date of retrieval: 08.05.2021).

Pew Research Center. (2020b). Experiences with the COVID-19 outbreak can vary for Americans of different ages. [Electronic resource].URL: https://www.pewresearch.org/fact-tank/2020/06/16/experiences-with-the-covid-19-outbreak-can-vary-for... (date of retrieval: 08.05.2021).

Spottswood, E.L., Wohn, D.Y. (2020). Online social capital: recent trends in research. Current Opinion in Psychology, 36, 147–152.doi: 10.1016/j.copsyc.2020.07.031.

Tobin, S.J., Chant, G., Clay, R. (2020). Interpersonal goals as predictors of Facebook use, social capital, and envy. Cyberpsychology, Behavior, and Social Networking, 23 (4), 257–263. doi: 10.1089/cyber.2019.0446

Wellman, B., Quan-Haase, A., Boase, J., Chen, W., Hampton, K., Díaz, I., Miyata, K. (2006). The social affordances of the internet for networked individualism. Journal of Computer-Mediated Communication, 8 (3). doi: 10.1111/j.1083-6101.2003.tb00216.x

World Health Organization. (2020). Mental health and COVID-19. [Electronic resource]. URL: https://www.euro.who.int/en/health-topics/health-emergencies/coronavirus-covid-19/publications-and-t... (date of retrieval: 01.05.2021).

Xu, L., Guo, M., Nicholas, S., Sun, L., Yang, F. (2020). Disease causing poverty: adapting the Onyx and Bullen social capital measurement tool for China. BMC Public Health, 20. doi: 10.1186/s12889-020-8163-5

Для цитирования статьи:

Багдасарян М.А. Информационно-коммуникационные технологии как способ поддержки социального капитала в условиях пандемии. // Национальный психологический журнал. 2021. № 4 (44). C. 27–38. doi: 10.11621/npj.2021.0403

Bagdasaryan, M.A. (2021) Information communication technologies as a way to support social capital during the pandemic, National Psychological Journal [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 4 (44), 27–38. doi: 10.11621/npj.2021.0403

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2022
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер