ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Нуркова В.В. Культурное развитие эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования // Национальный психологический журнал. 2020. No 4 (40). С. 3–17. doi: 10.11621/npj.2020.0401

Автор(ы): Нуркова Вероника Валерьевна

Аннотация

Актуальность. Статья развивает концепцию своеобразия функций, структуры и генезиса эмпатии-ото- ждествления (ЭО) и эмпатии-моделирования (ЭМ). ЭО рассматривается как сложившийся в антропогенезе психологический инструмент организации совместной деятельности типа моноролевой коалиции и заключается в способности к присвоению эмоциональных состояний другого человека. ЭМ представляет собой культурную технологию поддержания совместной деятельности типа полиролевой координации, что требует от субъекта деятельности способности к созданию и удержанию в сознании динамичной репрезентации психического состояния другого человека при сохранении аутентичности осознавания своего психического состояния. Поэтому необходимым видится развернутый анализ своеобразных идеальных форм и сообразных им систем культурных средств при становлении обеих форм эмпатии как высших психических функций.

Целью статьи является экспликация качественного своеобразия ЭО и ЭМ как высших психических функций в отношении социальной ситуации их развития и арсенала задающих содержание и траекторию этого развития идеальных форм, культурных средств и технологий.

Описание хода исследования. С позиций культурно-эволюционного и деятельностного подходов проведен концептуальный анализ литературы, релевантной коннотативному полю предложенных конструктов ЭО (аффективная эмпатия, эмоциональное заражение, эмоциональная мимикрия, имитация) и ЭМ (теория психического, обыденная психология, ментализация, эмоциональный интеллект) с точки зрения культурной детерминации их развития в онтогенезе.

Результаты исследования. Обосновано, что ЭО формируется в процессе диадического совместного переживания ребенком со взрослым различных психических состояний, которые взрослый означивает сначала в наглядном плане, а затем в вербальном. Дальнейшее развитие ЭО происходит в игровой деятельности, вклю- чающей воображение. ЭО редко достигает уровня полной произвольной регуляции и нуждается в опоре на внешние культурные средства. ЭМ производна от диалогической природы мышления человека. В онтогенезе ЭМ формируется по двум сходящимся линиям. С одной стороны, овладение ментальным лексиконом служит основой «эмоциональной грамотности», а, с другой, ЭМ является результатом интериоризации специфической социально-коммуникативной позиции — автономинации взрослого как ментального агента в третьем лице. Особую значимость для развития ЭМ имеет сюжетно-ролевая игра с субъективным «одушевлением» игрушки. В старшем возрасте в качестве культурных практик развития ЭМ выступают различные формы драматизации, в частности, театральная деятельность.

Выводы. ЭО и ЭМ имеют различные источники, движущие силы, идеальные формы и социо-культурные технологии формирования. Своеобразие линий культурной детерминации развития ЭО и ЭМ связано с различием их функциональной роли в организации совместной деятельности.

Страницы: 3-17

Поступила: 20.07.2020

Принята к публикации: 06.08.2020

DOI: 10.11621/npj.2020.0401

Разделы журнала: Методология; Методика

PDF: /pdf/npj-no40-2020/npj_no40_2020_3-17.pdf

Ключевые слова: эмпатия; культурно-эволюционный подход; деятельностный подход; развитие высших психических функций

Доступно в on-line версии с 30.10.2020

Асмолов А.Г., Шехтер Е.Д., Черноризов А.М. Преадаптация к неопределенности как стратегия навигации развивающихся систем: маршруты эволюции // Вопросы психологии. – 2017. – № 4. – С. 3–26.

Бережковская Е.Л., Радинская Н.Г.  Kультурно-историческая и гуманистическая психология: возможные точки схода (эмпатия как высшая психическая функция) // Вестник РГГУ. – 2006. – № 1. – С. 126–145.

Березовская, Т.П. Эмоциональное развитие старшеклассников в условиях общеобразовательной школы с театральным уклоном // Психологический журнал. – 2004. – №3 (3). – С. 30–35.

Бовина И.Б. Исследование эмпатии: критический анализ и новые перспективы // Kультурно-историческая психология. – 2020. – Т. 16. – № 1. – С. 88–95. doi:  10.17759/chp.2020160109

Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6 тт. Т. 3. Проблемы развития психики / под. ред. А.М. Матюшкина. – Москва : Педагогика, 1983. – 369 с.

Гаврилова Т. П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психол. – 1975. – № 2. – С. 147–158.

Kарягина Т.Д. Проблема формирования эмпатии // &K&онсультативная психология и психотерапия. – 2010. – № 1. – С. 38–54.

Kарягина Т.Д. Эволюция понятия «эмпатия» в психологии: дис. … канд. психол. наук [Московский городской психолого-педагогический ун-т]. – Москва, 2013.

Kлименкова Е.Н. Развитие ментализации и эмпатии в онтогенезе: обзор эмпирических исследований // Kонсультативная психология и психотерапия. – 2016. – Т. 24. – № 4. – С. 126–137. doi: 10.17759/cpp20162404006

Kондрашова Н.В., Турбаева А.А. Развитие эмпатии у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок // &K&онцепт. – 2014. – № 3. – С. 1–5.

Kрасавцева Ю.В., Kорнилова Т.В. Эмоциональный и академический интеллект как предикторы стратегий в игровой задаче Айова (igt) // Психологический журнал. – 2018. – Т. 39. – № 3. – С. 29–43.

Kудрявцев В.Т., Фаттахова Д.И. Ребенок на пороге ученичества: воображение как условие развития общения старших дошкольников // Вестник РГГУ. Серия «Психология. Педагогика. Образование». – 2015. – № 2. – С. 87–97.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – Москва : Изд-во МГУ, 1981. – 584 c. 

Нуркова В.В. Эволюционный поворот культурно-исторической психологии и теория когнитивных гаджетов: аналоги или гомологи? // Вопросы психологии. – 2019. – № 4. – С. 29–40.

Нуркова В.В. Эмпатия-отождествление и эмпатия-моделирование: о культурном конструировании двух модусов совместной деятельности // Вопросы психологии. – 2020. – № 3. – С. 3–13.

Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В.Т. Kудрявцева. – Москва : Вентана-Граф, 2016. – 592 с. 

Петровский В.А. Деятельностное опосредствование межличностных отношений: феномены, сущность // Социальная психология и общество. – 2011. – Т. 2. – № 1. – С. 5–16.

Пономарев И.В. Исследования приватной (эгоцентрической) речи у детей с типичным развитием // Современная зарубежная психология. 2013. – № 3. – С. 71–80.

Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: диагностика, проблемы, коррекция – Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. – 158 с. 

Томаселло М. Истоки человеческого общения. Языки славянских культур.  – Москва, 2011. – 323 с.

Холмогорова А.Б. Значение культурно-исторической теории развития психики Л.С. Выготского для разработки современных моделей социального познания и методов психотерапии // Kультурно-историческая психология. – 2016. – Т. 12. – № 3. – С. 58–92. doi: 10.17759/chp.2016120305

Холмогорова А.Б. Роль идей Л.С. Выготского для становления парадигмы социального познания в современной психологии: обзор зарубежных исследований и обсуждение перспектив // Kультурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. – № 3. – С. 25–43. doi: 10.17759/chp.2015110304

Эльконин Д.Б. Об историческом возникновении ролевой игры. – Москва : Педагогика, 1978. – 304 с. 

Chapman, M. (1991). The epistemic triangle: Operative and communicative components of cognitive development. In M. Chandler, & M. Chapman (Eds.). Criteria for competence: Controversies in the conceptualization and assessment of children’s abilities(209–228). Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, Inc.

Clark, A. (2009). Spreading the joy? Why the machinery of consciousness is (probably) still in the head. Mind, 118, 963–93.doi: 10.1093/mind/fzp110

Clark, A and Chalmers, D. (1998) ‘The Extended Mind’. Analysis, 58 (1), 7–19. doi: 10.1093/analys/58.1.7

Coplan, A. (2011). Understanding Empathy: Its Features and Effects. In Coplan A, Goldie P: Empathy. Philosophical and Psychological Perspectives. Oxford University Press, New York, 3–18.doi: 10.1093/acprof:oso/9780199539956.003.0002

Cuff, B., Brown, S.J, Taylor, L., Howat, D. (2014). Empathy: a review of the concept. Emotion review, 7, 1–10. 

Davis, M. (2004). Empathy. In Tiedens L., Leach C. (Eds.). The Social Life of Emotions (Studies in Emotion and Social Interaction). Cambridge: Cambridge Univ. Press, 19–42. doi: 10.1017/CBO9780511819568.003

Davis, P.E., Meins, E., & Fernyhough, C. (2011). Self-knowledge in childhood: Relations with children’s imaginary companions and understanding of mind. British Journal of Developmental Psychology, 29 (3), 680–686.doi: 10.1111/j.2044-835X.2011.02038.x

de Klerk, C.C., Johnson, M.H., Heyes, C.M., & Southgate, V. (2015). Baby steps: Investigating the development of perceptual–motor couplings in infancy. Developmental Science,18 (2), 270–280.doi: 10.1111/desc.12226

de Klerk, C.C., Lamy-Yang, I. and Southgate, V., (2019). The role of sensorimotor experience in the development of mimicry in infancy. Developmental Science. 22 (3), e12771.doi: 10.1111/desc.12771

Donald, M. (1991). Origins of the modern mind: Three stages in the evolution of culture and cognition. Harvard University Press.

Fernyhough, C., & Meins, E. (2009). Private speech and theory of mind: Evidence for developing interfunctional relations. In A. Winsler, C. Fernyhough, & I. Montero (Eds.), Private speech, executive functioning, and the development of verbal self regulation.New York, NY: Cambridge University Press, 95–104.doi: 10.1017/CBO9780511581533.008

Fernyhough, C. (2008). Getting Vygotskian about theory of mind: Mediation, dialogue, and the development of social understanding. Developmental review, 28 (2), 225–262.doi: 10.1016/j.dr.2007.03.001

Finlay, L. (2005). “Reflexive embodied empathy”: A phenomenology of participant-researcher intersubjectivity.The Humanistic Psychologist, 33 (4), 271–292. doi: 10.1207/s15473333thp3304_4

Giudice, M.D., Manera, V., Keysers, C. (2009). Programmed to learn? The ontogeny of mirror neurons. Developmental Science, 12, 350–363.doi: 10.1111/j.1467-7687.2008.00783.x

Goldman, A. & Vignemont, F. D. (2009). Is social cognition embodied? Trends Cognitive Science, 13, 154–159. doi: 10.1016/j.tics.2009.01.007

Goldman, A.I. (2011). Two routes to empathy: Insights from cognitive neuroscience. In Coplan A, Goldie P: Empathy. Philosophical and Psychological Perspectives. Oxford University Press, New York. 

Harris, P.L. (1992). From simulation to folk psychology: the case for development. Mind & Language. 7 (1–2), 120–144.doi: 10.1111/j.1468-0017.1992.tb00201.x

Heyes C. (2018). Cognitive Gadgets: The cultural evolution of thinking. Cambridge, MA: The Belknap Press of Harvard Univ. Press.  doi: 0.4159/9780674985155

Heyes, C. (2016). Homo imitans? Seven reasons why imitation couldn't possibly be associative. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences, 371 (1686), 20150069. doi: 10.1098/rstb.2015.0069

Heyes, C. (2018). Empathy is not in our genes. Neuroscience & Biobehavioral Reviews, 95, 499–507. doi: 10.1016/j.neubiorev.2018.11.001

Hoffman, M.L. (2000). Empathy and moral development: Implications for caring and justice. Cambridge, MA: Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511805851

Kanske P., Bockler A., Trautwein F.-M. et al. (2016). Are strong empathizers better mentalizers? Evidence for independence and interaction between the routes of social cognition.Social Cognitive and Affective Neuroscience, 11 (9), 1–10. doi: 10.1093/scan/nsw052

Kavanaugh, R.D. (2006). Pretend Play and Theory of Mind. In L. Balter & C.S. Tamis-LeMonda (Eds.), Child psychology: A handbook of contemporary issues, 153–166. Psychology Press.

Keysers, C., & Gazzola, V. (2014). Hebbian learning and predictive mirror neurons for actions, sensations and emotions. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences,369 (1644), 20130175. doi: 10.1098/rstb.2013.0175

Kohler, E., Keysers, C., Umilta, M. A., Fogassi, L., Gallese, V., & Rizzolatti, G. (2002). Hearing sounds, understanding actions: action representation in mirror neurons. Science, 297 (5582), 846–848. doi: 10.1126/science.1070311

Liebal, K., Behne, T., Carpenter, M., & Tomasello, M. (2009). Infants use shared experience to interpret pointing gestures. Developmental science, 12 (2), 264–271.doi: 10.1111/j.1467-7687.2008.00758.x

McFarland, D.C., Malone, A.K., Roth, А. (2017). Acute empathy decline among resident physician trainees on a hematology–oncology ward: an exploratory analysis of house staff empathy, distress, and patient death exposure. Psychooncology, 2, 698–703. doi: 10.1002/pon.4069

Meins, E., Fernyhough, C., Wainwright, R., Clark‐Carter, D., Das Gupta, M., Fradley, E., & Tuckey, M. (2003). Pathways to understanding mind: Construct validity and predictive validity of maternal mind‐mindedness. Child development, 74 (4), 1194–1211.doi: 10.1111/1467-8624.00601

Nakahashi, W. & Ohtsuki, H. (2015). When is emotional contagion adaptive? Journal of Theoretical Biology, 380, 480–488. doi: 10.1016/j.jtbi.2015.06.014

Nelson, K. (2005). Language pathways into the community of minds. In J. W. Astington & J.A. Baird (Eds.), Why language matters for theory of mind, 26–49. Oxford, UK: Oxford University Press. doi: 10.1093/acprof:oso/9780195159912.003.0002

Preston, S. D. & de Waal, F. B. M. (2002). Empathy: Its ultimate and proximate bases. Behavioral and Brain Sciences, 25, 1–20. doi: 10.1017/S0140525X02000018

Rizzolatti, G. (2005). The mirror neuron system and its function in humans. Anatomy and embryology, 210 (5–6), 419–421.doi: 10.1007/s00429-005-0039-z

Ruffman, T., Slade, L., & Crowe, E. (2002). The Relation between Children’s and Mothers? Mental State Language and Theory-of-Mind Understanding. Child Development, 73 (3), 734–751. doi: 10.1111/1467-8624.00435

Searle J.R. (1990). Collective intentions and actions. In: Cohen PR, Morgan J, Pollack M (eds), Intentions in Communication. Cambridge, MA: MIT Press, 401–415.

Simner, M.L. (1971). Newborn's response to the cry of another infant. Developmental Psychology, 5 (1), 136–150.doi: 10.1037/h0031066

Singer, T., & Steinbeis, N. (2009). Differential roles of fairness- and compassion-based motivations for cooperation, defection, and punishment. Annals of the New York Academy of Sciences, 1167, 41–50. doi: 10.1111/j.1749-6632.2009.04733.x

Sloman, R., Rosen, G., Rom, M., & Shir, Y. (2005). Nurses’ assessment of pain in surgical patients. Journal of advanced nursing, 52(2), 125–132. doi: 10.1111/j.1365-2648.2005.03573.x

Southgate, V., Senju, A., & Csibra, G. (2007). Action anticipation through attribution of false belief by 2-year-olds. Psychological science, 18 (7), 587–592.doi: 10.1111/j.1467-9280.2007.01944.x

Taylor, M., & Carlson, S. M. (1997). The relation between individual differences in fantasy and theory of mind. Child development, 68 (3), 436–455.doi: 10.2307/1131670

Tomasello, M., Carpenter, M., Call, J., Behne, T., & Moll, H. (2005). Understanding and sharing intentions: The origins of cultural cognition. Behavioral and Brain Sciences, 28, 675–691. doi: 10.1017/S0140525X05000129

Tomasello, M., Kruger, A.C., & Ratner, H.H. (1993). Cultural learning. Behavioral and Brain Sciences, 16, 495–552. doi: 10.1017/S0140525X0003123X

Vaish, A., Carpenter, M., & Tomasello, M. (2009). Sympathy through affective perspective taking and its relation to prosocial behavior in toddlers. Developmental psychology, 45 (2), 534.doi: 10.1037/a0014322

Veresov, N. (2014). Method, methodology and methodological thinking. In M. Fleer & A. Ridgway (Eds.). Visual Methodologies and Digital Tools for Researching with Young Children. Springer, 215–228.doi: 10.1007/978-3-319-01469-2_12

Wispé, L. (1986). The distinction between sympathy and empathy: To call forth a concept, a word is needed. Journal of Personality and Social Psychology, 50 (2), 314–321. doi: 10.1037/0022-3514.50.2.314

Youngblade, L.M., & Dunn, J. (1995). Individual differences in young children's pretend play with mother and sibling: Links to relationships and understanding of other people's feelings and beliefs. Child Development, 66 (5), 1472–1492. doi: 10.2307/1131658

Для цитирования статьи:

Нуркова В.В. Культурное развитие эмпатии-отождествления и эмпатии-моделирования // Национальный психологический журнал. 2020. No 4 (40). С. 3–17. doi: 10.11621/npj.2020.0401

Nourkova V.V. (2020). Cultural development of Empathy-identication and Empathy-modeling. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], 13(3), 3–17. doi: 10.11621/npj.2020.0401

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2021
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер