ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 109-147.

Автор(ы): Собкин Владимир Самуилович

Аннотация

Актуальность Принято считать, что«Бедная Лиза» Н.М. Карамзина, написанная им в1792 году, является классическим образцом русского сентиментализма. Простого указания на своеобразие подобного жанра недостаточно. Возможно, что при внимательном прочтении «Бедной Лизы» мы сможем выявить какие-то базовые, архетипические психологические механизмы, которые в скрытой форме определяют особенности современного художественного восприятия. Работа продолжает линию психологических исследований по интерпретации литературного текста, которая определялась Л.С. Выготским как «читательская критика». При этом используются разные психологические техники и герменевтические приемы анализа текста.

Цель: раскрытьявно или не явно выраженные художественные приемы, которыми пользуется Карамзин (построение сюжета, речевые и поведенческие характеристики персонажей, описание пейзажа и др.), а также рассмотреть психологические особенности реального поведения героев (мотивы поступков, аффективные реакции, поведенческие нормы, социальные ожидания, морально-нравственные оценки, мировоззренческие позиции и др.). 

Описание хода исследования. В статье проведен своеобразный анализ повести, в котором учитываются два поля (художественное/реальное), на которых автором разыгрываются как бы две игры с читателем, две партии. Обе они проигрываются автором с читателем одновременно, где на «одной доске» (пространстве художественного произведения) совмещены оба поля (художественное/реальное), которые, перемежаясь в разных сочетаниях, и определяют особенность читательского переживания.

Результаты исследования. Выделен целый ряд разнообразных психологических феноменов, достаточно отчетливо проявляющихся при анализе восприятия повести «Бедная Лиза», они сопоставлены с особенностями текста, отмечены те художественные приемы, которые их порождают. Рассмотрены вопросы, касающиеся изучения своеобразия психологических механизмов художественного переживания и смыслообразования при чтении повести. Автором сведены воедино объяснительные модели и представления, используемые в филологических и психологических работах с тем, чтобы прояснить своеобразие сентиментального чувства.

Страницы: 109-147

Поступила: 27.05.2020

Принята к публикации: 03.06.2020

DOI Number: 10.11621/npj.2020.0210

Разделы журнала: Психология творчества

PDF: /pdf/npj-no38-2020/npj_no38_2020_109-147.pdf

Ключевые слова: психологический анализ литературного произведения; восприятие литературного произведения; художественное восприятие; механизмы художественного восприятия

Доступно в on-line версии с 06.10.2020

Полную версию статьи читайте в pdf-формате

Для цитирования статьи:

Собкин В.С. «Ах, «Бедная Лиза», Ах!» – опыт психологического анализа повести Н.М. Карамзина // Национальный психологический журнал. – 2020. – № 2(38). – С. 109-147.

Sobkin V.S. (2020) "Ah, Poor Liza, Ah!" – experience of psychological analysis of N.M. Karamzin’s story. National Psychological Journal, [Natsional’nyy psikhologicheskiy zhurnal], (13)2, 109-147.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2021
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер