ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном медиадискурсе. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 109-121

Автор(ы): Темнова Е.В.;

Аннотация

Актуальность. Развитие медийно-информацонных технологий, происходящее в  последние десятилетия, неизбежно приводит к сменепарадигмы научного знания. При этом интерес ученых фокусируется на изучении хранения, обработки и использования информации когнитивными структурами сознания человека. Гипермедийные средства коммуникации манипулируют сознанием своих реципиентов – синтезируют достоверные научные знания и «разбавляют» их мифологемами. Пытаясь расширить когнитивный потенциал своих публикаций, они изменяют представления о сформировавшейся картине мира. 

Целью данной работы является исследование представлений англоговорящих реципиентов медиадискурса о футуристическом будущем, представленном в выделенных автором концептосферах (КС):автоматизиация труда (AutomatedLabour), технология Облако (theCloud), киборгизация (Cyborgs), умный город (SmartCity), искусственный интеллект (ArtificialIntelligence), 3D-печать (3DPrinting), иммерсивная и дополненная реальность (ImmersiveandAugmentedreality), криптовалютная финансовая система (CryptocurrencyFinance).

Описание хода исследования. Проанализированы ведущие рубрики англоязычных медиа, которые включают новостные текстовые материалы и видеосюжеты онлайн-изданий современной качественной прессы (TheDailyTelegraph, TheIndependent, TheEconomist,TheTimes, TheFinancialTimesи др.), сетевых новостных порталов (Reuters, BBC,Euronews, CNN), новостных сайтов и блогов (HuffingtonPost), видеохостинговых сайтов (YouTube), кабельных и спутниковых теле- и радиоканалов (CNBC, Fortuneи др.). Среди них:  «World» (Мир), «Lifestyle» (Образ жизни), «ScienceandTechnology» (Наука и технологии), «Culture» (Культура), «Sport» (Спорт), «MedicineandHealth» (Медицина и здоровый образ жизни), «BusinessandFinance» (Бизнес и финансы) 

Методом сплошной выборки выделено 866 лексических единиц, характеризующих филицитарное/дистимное восприятие картины мира в упомянутых выше концептосферах (КС).Отобранные примеры лексического выражения концептосфер иллюстрируют определенное отношение к модели мира будущего, что позволяет разделить их на две категории. Первая категория содержит лексические единицы, отражающие позитивные или «светлые» ассоциации с теми технологическими достижениями, которые могут иметь место в человеческом обществе будущего. Лексические выражения второй категории формируют у реципиента материалов медиадискурса негативное отношение к реальности будущего. 

Результаты исследования. Футуристическая картина мира, отражающая функционирование концептов дискурсивного пространства, предлагаемых средствами гипермедиа, представляется автором в двух аспектах, указывающих либо на позитивное восприятие технологий будущего, либо на негативное – как имеющее отрицательное воздействие на антропоцентрические ценности человека. Соответственно, футуристические представления могут быть представлены в двух категориях: фелицитарная (позитивные представления о мире будущего) и дистимная (негативные представления о мире будущего).

Выводы. Моделирование реальности потенциальных миров будущего в англоязычном медиадискусре является произведением с открытым финалом, которое ставит реципиента перед дуальным выбором добра и зла, что не является чем-то новым. Разграничение фелицитарной и дистимной картин мира помогает обществу наилучшим образом осознать свою сущность в потоке потенциальных технологических и культурных изменений, чтобы устранить общественную психопатию, связанную с возникновением новых технологий. Сдвиг парадигмы мышления критической массы населения от религиозно-философской к научно-футуристической меняет отношение людей к преобразованиям в социально-общественной жизни.

Ментальные структуры с подчеркнутой национально-культурной спецификой в потоке гипермедиа, возникающие во взаимодействии реального мира и футуристических переживаний будущего, служат построению новых путей исследования сущности и разума человека, что является неоценимым вкладом в развитие науки и потенциала дальнейших исследований по заявленной тематике.

Страницы: 109-121
Поступила: 24.10.2018
Принята к публикации: 18.03.2019
DOI: 10.11621/npj.2019.0110

Разделы журнала: Психология коммуникации;

Ключевые слова: фелицитарная картина мира; дистимная картина мира; новостной дискурс; гипермедиа; футуризм; антропоцентрическое знание;

PDF: /pdf/npj-no33-2019/npj_no33_2019_109-121.pdf

Доступно в on-line версии с 30.04.2019

Полную версию статьи читайте в pdf-формате.

Для цитирования статьи:

Темнова Е.В. Фелицитарная vs дистимная картина мира в современном англоязычном медиадискурсе. // Национальный психологический журнал. – 2019. – № 1(33). – С. 109-121

Temnova E.V. (2019). Felicitous vs dismal worldview in modern English media discourse. National Psychological Journal, 1, 109-121

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер