ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 96–108

Автор(ы): Сагова З.А.; Донцов Д.А.;

Аннотация

Актуальность (контекст) тематики статьи. Спортивная деятельность предъявляет высокие требования к личностным качествам и способностям спортсменов, что повышает их эмоциональную напряженность и, как следствие, негативно влияет на самооценку, уверенность в себе, мотивацию. Изучение особенностей проявления эмоционально-личностной сферы спортсменов позволяет выбрать наиболее эффективные методы психологической работы для регулирования их соревновательных состояний до оптимального уровня.

Целью исследования являлось изучение специфики эмоционально-личностной сферы юных спортсменок как регулятора их функционального состояния.

Описание хода исследования. В работе проанализированы особенности проявления эмоционально-личностных характеристик девочек 11–13 лет, занимающихся художественной гимнастикой (N=20). Представлены результаты исследования взаимосвязи и соотношения личностных параметров гимнасток.

Результаты исследования. Выявлена прямая значимая связь (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизацией, раздражительностью, подозрительностью и обидчивостью. Установлена также положительная значимая связь (p=0,01) чувства вины и агрессивности, выраженной преимущественно в косвенной форме. Полученные особенности связи исследуемых характеристик юных спортсменок в целом согласуются с результатами подобных исследований, выполненных другими специалистами.

Выводы. Полученные результаты могут быть рассмотрены как проявления механизмов адаптации юных гимнасток в напряженных условиях спортивной деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей. Выявленные эмоционально-личностные особенности юных спортсменок, вероятно, обусловлены психофизиологическими изменениями, связанными с подростковым возрастом и спецификой спортивной деятельности. Итоги исследования в целом вызывают дополнительные вопросы и позволяют наметить направления дальнейших исследований по обсуждаемой проблеме. Представляется важным изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и на поддержание оптимального режима сна и отдыха.

Страницы: 96-108
Поступила: 09.10.2018
Принята к публикации: 24.10.2018
DOI: 10.11621/npj.2018.0409

Разделы журнала: Психология спорта;

Ключевые слова: спорт; художественная гимнастика; подростковый возраст; эмоционально-личностная сфера; функциональное состояние;

PDF: /pdf/npj-no32-2018/npj_no32_2018_096-108.pdf

Доступно в on-line версии с 30.01.2019

Сфера спорта, как компактная мо­дель социальной жизни, отражает практически все процессы, проис­ходящие в обществе, в яркой, насыщен­ной форме. Именно такие отличитель­ные свойства спорта, как интенсивность, зрелищность, соревнование, привлекают внимание огромного числа болельщи­ков. Поэтому спортсмен с раннего возра­ста посвящает большую часть своего вре­мени спортивным тренировкам в ущерб многим другим занятиям и интересам.

Игра, общение со сверстниками, раз­влечения, несмотря на их привлекатель­ность в детском и подростковом воз­расте, отходят у юных спортсменов на второй план. В подростковом возрасте наиболее ярко проявляются такие осо­бенности личности, как тревожность, неадекватность самооценки и уровня притязаний, эмоциональная нестабиль­ность, склонность бурно проявлять свои чувства, эмоциональная идентификация с группой сверстников (Донцов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006). Спорт же, как уникальное многогранное обществен­ное явление, является одним из важных средств воспитания и совершенствова­ния человека в физическом, личностном и социальном планах (Матвеев, 1977).

Успех в спортивной деятельности определяется не только моторными и фи­зическими способностями атлетов, но и особенностями их личности, когнитив­ными характеристиками, локусом контр­оля (Lazarević et al., 2012).

Художественная гимнастика – это женский вид спорта, в котором девоч­ки и девушки спортсменки (часто млад­шие подростки и подростки т.н. средне­го подросткового возраста) соревнуются в выразительности исполнения сложных движений телом и в техническом акроба­тическом мастерстве в сочетании с осо­быми манипуляциями специальными гимнастическими предметами (булавы, лента, обруч, скакалка, мяч), осуществ­ляемыми точно и четко под музыку, как правило, быструю и «композиционную» (Винер-Усманова и др., 2014).

Психологическая (морально-нрав­ственная и познавательная) подготовка спортсменок в художественной гимна­стике направлена на поддержание высо­кой активности гимнасток, на развитие у них памяти, мышления, воображения, музыкальных способностей, волевых ка­честв, эмоциональной устойчивости, способности к саморегуляции (Винер- Усманова и др., 2014).

По свидетельству специалистов, в ху­дожественной гимнастике достижение высоких результатов зависит от развития целого ряда эмоционально-личностных характеристик: волевых качеств, способ­ностей к самоанализу, эмоциональной устойчивости, общительности, упорства, дисциплинированности, целеустремлен­ности, умения мобилизовать свои силы. Некоторые из этих когнитивных и лич­ностных свойств и качеств особенно важ­ны в тренировочные периоды, другие – во время соревнований.

Исследования зарубежных коллег, в частности, Ф. Аррип-Лонгевилля с со­авторами, А.С. Картони и соавторов, предпринимавших попытки выделить важнейшие личностные характеристи­ки элитных гимнастов, показывают, что у наиболее успешных спортсменов обоих полов наблюдаются высокая внутренняя мотивация достижения и развитые спо­собности к преодолению страхов и опасе­ний, стремление к совершенству и уверен­ность в себе (Arripe-Longueville et al., 2009; Cartoni et al., 2005).

В процессе подготовки гимнастов не­обходим учет их мотивации и устойчиво­сти к негативным психологическим со­стояниям, характерным для спортивной деятельности: тревоге, страхам, моното­нии, депрессии, фрустрации и др. Извест­но, что в определенных ситуациях на­пряжение и стресс вызывают улучшение концентрации внимания, повышение мо­тивации и продуктивности деятельности, однако, как убедительно показано ря­дом авторов (Lox et al., 2006; Olusoga et al., 2010), необходимо акцентировать вни­мание на разрушительных последствиях этих состояний для здоровья человека, его функционального состояния и эф­фективности выполнения им профессиональных функций.

Эмоциональные перегрузки и психо­физиологические проблемы спортсменов отрицательно влияют на их мотивацию, самооценку, уверенность в себе, повыша­ют агрессивность. Это неблагоприятное воздействие может быть снижено с помо­щью психологической подготовки: ауто­генной тренировки, воздействия на внеш­ние проявления эмоций, применение метода отвлечения, регуляции дыхания, так назывемых самоустановок/самопри­казов, тренингов и других форм психо­логической работы (Донцов и др., 2016, 2017; Липириди, 2008; Сидоров, 2007; Уэйнберг, Гоулд., 2001). Их подробное обсу­ждение которых не входит в задачи дан­ной статьи.

Ход исследования

Организация проведения

Целью нашего исследования являлось изучение специфики эмоционально-лич­ностной сферы как регулятора функцио­нального состояния девочек-спортсменок 11–13 лет, профессионально занимаю­щихся художественной гимнастикой.

Нами было выдвинуто предположение о том, что специфика эмоционально-лич­ностной сферы этих девочек заключается в определенной выраженности и взаимос­вязи исследуемых характеристик.

Эмпирическая часть исследования про­водилась в 2017 году на базе комплекс­ной специализированной детско-юноше­ской спортивной школы Олимпийского резерва г. Одинцово Московской области и детско-юношеской спортивной школы 127-го спортивного клуба Министерства обороны РФ г. Власиха Московской обла­сти. Выборку составили 20 девочек-спортсменок в возрасте 11–13 лет, непрерывно занимающиеся художественной гимна­стикой в течение 6–8 лет, регулярно вы­ступающие на официальных спортивных соревнованиях по художественной гим­настике, имеющие достижения и награды.

В исследовании применялись следу­ющие психодиагностические методики (личностные тесты-опросники и тесты- задания): методика диагностики показа­телей и форм агрессии А. Басса и А. Дар­ки в адаптации А.К. Осницкого, методика исследования самооценки и уровня при­тязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан, методи­ка оценки уровня притязаний Ф. Хоппе, методика экспресс-диагностики невроза К. Хекка и Х. Хесса, методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адапта­ции Т.А. Немчинова (Прихожан, 1988; Рай­городский и др., 2017).

Обследование респондентов произ­водилось нами очным групповым мето­дом в светлое время суток с добровольно­го согласия обследуемых, их родителей и тренеров. Испытуемым предварительно объяснялась цель исследования, они по­лучали соответствующие индивидуальные бланки всех методик, стимульный матери­ал для тестов-заданий, а также подробную инструкцию к тестам-опросникам. Ре­спонденты не были ограничены по време­ни в работе с опросниками в соответствии с инструкциями методик. Статистическая обработка данных проводилась нами с использованием программы SPSS Statistics, версия 22 (Наследов, 2004).

Обсуждение результатов

Методика А. Басса и А.Дарки

Согласно результатам, полученным по методике А. Басса и А. Дарки, уровень об­щего индекса агрессивности у испытуе­мых выражен слабо, что следует считать положительным личностным и эмоцио­нальным качеством гимнасток. Данный реультат согласуется с общим мнением об особенностях эстетических видов спор­та, к которым относится художественная гимнастика (Винер-Усманова и др., 2014; Палий, 1987; Сафонов, 2003).

Вместе с тем, следует обратить внима­ние на то, что у большинства участниц ис­следования наблюдается средняя степень проявления агрессивности, определяемая как «довольно значительная» (Райгород­ский и др., 2017). При этом агрессия вы­ражается испытуемыми преимущественно в вербальной и косвенной формах. Вер­бальная форма предполагает выражение негативных чувств через ссоры и словес­ные обращения негативного характера, направленные на других людей, а косвен­ная ‒ использование против других лиц слухов и шуток, подрывающих их соци­альный авторитет, а также проявление не­упорядоченных бурных эмоциональных реакций (Райгородский и др., 2017; Щер­бинина, 2001).

Согласно определениям специали­стов, в частности, Р. Уэйнберга и Д. Гоулда, под агрессией в спорте следует понимать умышленное «нанесение сопернику фи­зической или психологической травмы» (Уэйнберг, Гоулд, 2001, С. 243). Агрессия – ситуативное состояние, в котором чело­век своими действиями может причинять ущерб себе или другим людям, животно­му или неодушевленному предмету. Агрес­сивность же рассматривается как свойст­во личности, выражающееся в готовности к совершению агрессии (Сафонов, 2003).

Во многих видах спорта допускается и даже поощряется проявление различ­ных форм агрессивности спортсменов, конечно, строго в рамках спортивных правил. Это, например, единоборства и командные виды спорта, в которых предполагается плотный физический контакт между спортсменами. В художе­ственной гимнастике, как эстетическом виде спорта, внешняя агрессивность пра­ктически не наблюдается. Однако спортсменки могут проявлять агрессивность в связи с монотонной и напряженной тре­нировочной работой (Сафонов, 2003; Ви­нер-Усманова и др., 2014).

Кроме того, ожидание ответственного соревнования чаще всего вызывает у спортсменов изменение уровня активации, по­вышая его или снижая, могут наблюдать­ся тревожность и агрессивное поведение различной степени. По мнению Р. Уэйн­берга и Д. Гоулда, вероятность проявле­ния агрессивного поведения повышается в ситуациях, когда спортсмены находят­ся в состоянии беспокойства, физической боли, несправедливого, по мнению спор­тсмена, судейства. В случаях, когда атлеты выступают ниже своих возможностей, аг­рессивность возрастает из-за состояния фрустрации (Уэйнберг, Гоулд, 2001).

Поскольку все вышеперечисленные ситуации и состояния так или иначе на­блюдаются в художественной гимнасти­ке, можно предполагать, что заметная выраженность вербальной и косвенной агрессии у спортсменок может быть рассмотрена как проявление механиз­мов адаптации в сложных и напряжен­ных спортивных условиях деятельности, а также страха неодобрения со стороны значимого круга людей: тренеров, роди­телей и других лиц.

Очевидно, что не всегда возможен контроль перечисленных выше ситуаций, однако тренер или психолог могут обучить спортсменов управлению своими со­стояниями и эмоциональными реакциями. Различные методы психологической саморегуляции позволяют трансформи­ровать нежелательные эмоциональные реакции, оптимизировать функциональ­ное состояние и настроить на успешную работу. Исследования показывают, что у спортсменов раннего и среднего подросткового возраста тренеры играют зна­чимую роль в регулировании негативных состояний, связанных с предсоревнова­тельным периодом и восприятием итогов соревнований (Papaioannou et al., 2008).

Полученные в нашем исследовании данные сопоставимы с выводами М. Прой­ос о выраженном проявлении негативных эмоций (в частности, гнева) спортсмена­ми из художественной и акробатической гимнастики. Автор обращает внимание на влияние тренерской поддержки и похвалы на агрессивные проявления спор­тсменов, что успешно можно применять в психологическом сопровождении под­готовки гимнастов (Proios, 2012).

Проявления агрессивности спортсме­нок, выявленные в нашем исследовании, и в целом такие реакции в спорте могут выполнять и конструктивную функцию. Согласно мнению В.К. Сафонова, хотя за­нятия спортом формируют агрессивность и агрессивное поведение атлетов, все же «спорт способствует сохранению психи­ческого здоровья и душевного равнове­сия, дает выход природной агрессивности и стремлению к самоутверждению и со­перничеству» (Сафонов, 2003, С. 86).

Данные, полученные в настоящем ис­следовании, могут расширить знания об особенностях эмоционально-чувствен­ной сферы, включая параметр агрессив­ности, спортсменок – представительниц художественной гимнастики. Однако сле­дует сказать о некоторых ограничениях наших выводов относительно обобщения результатов. Например, разные формы аг­рессии и агрессивности не всегда могут быть четко различимы, что создает труд­ности в идентификации и оценке этих со­стояний.

По результатам методики А. Басса и А. Дарки итоговые показатели шкал «по­дозрительность» и «обидчивость» состав­ляют общий индекс враждебности лич­ности. Авторы определяют враждебность как общую негативную позицию лично­сти по отношению к другим, негативную оценку людей и событий (Райгородский и др., 2017). Согласно полученным дан­ным исследования, индекс враждебности ярко выражен у трети юных спортсменок, а среднюю, интерпретируемую как довольно значительную, выраженность вра­ждебности проявляют более половины ис­пытуемых.

Сфера спорта характеризуется вы­соким эмоциональным напряжением, ощущениями взлетов и падений, нео­пределенностью и риском. Атмосфера неопределенности способствует возникновению чувства недоверия и стра­ха (Эриксон, 1996). Ситуации личных неудач обостряют недоверие, обиду и не­гативное отношение к людям и событи­ям (Ильин, 2013). Подростковый возраст наших испытуемых, являясь переходным и критическим, создает основу для прояв­ления негативных реакций и нарушения социальных контактов. Длительное пре­бывание в сложных и отрицательно эмо­ционально заряженных ситуациях или регулярное их повторение усиливают эмоциональные переживания подростка и могут нарушать его адаптационные воз­можности, препятствовать дальнейшему нормативному развитию личности.

Соответственно, выявленные у юных гимнасток определенные негативные формы отношения к другим людям сле­дует объяснять их попытками самовыра­жения и самоутверждения, которые, как известно, могут принимать как конструк­тивные, так и асоциальные формы. Спорт, являясь уникальной лабораторией все­стороннего роста и развития спортсме­нов, предоставляет исключительные воз­можности для реализации потребностей в общении и состязании со сверстниками, создает условия для формирования воли, дисциплины и ответственности, самореализации личности.

Следующие шкалы методики А. Басса и А. Дарки – «негативизм», «раздражитель­ность» и «чувство вины», могут выступать в качестве смыслового дополнения об­щих показателей и индексов агрессивно­сти и враждебности (Адлер, 1998; Захаро­ва, 1995; Зейгарник, 1981; Зимелева, 2002; Краев, 1999; Левин, 1982; Медведев, 1993).

Негативизм определяется как оппози­ционная форма поведения – от пассивно­го сопротивления до активных действий против авторитетов, установленных пра­вил и требований (Мухина, 2006; Райгородский и др., 2017). Раздражительность – проявление негативных чувств, резкости поведения и высказываний при «затраги­вании» интересов личности, побуждении ее другими людьми к не желаемой дея­тельности в определенных социальных или профессиональных ситуациях (Дон­цов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006; Стам­булов, 1980).

В соответствии с данными определе­ниями, обе шкалы объединены оппозици­онной негативной реакцией личности на действительные или мнимые ущемления ее интересов другими людьми, что также наблюдается в состоянии агрессии. Со­гласно результатам нашего исследования, выраженный негативизм и раздражитель­ность обнаруживают чуть менее полови­ны выборки. В умеренной степени эти ре­акции проявляются у немногим более чем третьей части испытуемых.

Агрессивное поведение часто ассоци­ируется с отсутствием чувства вины (Бе­лик, 2006; Медведев, 1993; Муздыбаев, 1995; Пуни, 1980). Именно этот параметр состав­ляет последнюю шкалу, на которой следует остановиться поподробнее. Для почти по­ловины всей выборки нашего исследования характерно ярко выраженное чувство вины. Данный фактор, проявляемый в сред­ней степени, наблюдается у оставшейся по­ловины юных спортсменок.

Согласно исследованиям таких за­рубежных авторов, как Дж. Байби, З. Ку­илес, М. Хоффман и др., чувство вины относится к нравственным эмоциям «вы­сокого ранга» вследствие его связи с проявлением эмпатии (Bybee, Quiles, 1998; Hoffman, 1982).

В то же время, чувство вины представля­ет собой отрицательное переживание, ха­рактеризующееся отсутствием уважения к себе вследствие сопереживания субъек­ту, оказавшемуся в негативной ситуации по вине самого сопереживающего. При этом чувство вины сопровождается тре­вогой, напряжением, предчувствием опас­ности (Hoffman, 1982). После поражений на соревнованиях у спортсменов нередко возникает чувство вины перед трене­ром, членами команды, своими близкими за не достигнутые результаты и не оправ­данные надежды. Наилучшим выходом из сложившейся ситуации и конструктивным способом освобождения от чувства вины является анализ выступления и совершен­ных во время него действий спортсме­на. Полезны также беседы об имеющихся преимуществах, недостатках и возможно­стях исправления допущенных ошибок. Помощь тренера и психолога спортсме­нам может и должна быть направлена на то, чтобы научить учеников воспринимать поражения как уроки, которые следу­ет проанализировать и усвоить.

Таким образом, результаты исследо­вания показывают, что спортивная де­ятельность способствует личностному и социальному развитию юных атлетов, ослабляя негативные тенденции подросткового кризиса. Однако такие фак­торы, как не достижение целей, снижение спортивных показателей, разочарование и отсутствие мотивации, могут вызывать у атлетов негативные эмоциональные пе­реживания и другие отрицательные мо­рально-нравственные реакции той или иной степени выраженности. Соответст­вующие таким переживаниям модели по­ведения, включающие, в том числе, агрес­сию и аутоагрессию, вероятно, являются способами самоутверждения, характерно­го для подросткового возраста.

Методика выявления самооценки и уровня притязаний Т.В. Дембо – С.Я. Рубинштейн в модификации А.М. Прихожан

Согласно инструкции, респондентам предлагалось оценить себя по каждому из следующих параметров: характер, ум, способности, авторитет у сверстников, внешность, уверенность в себе. Испытуе­мые отмечали на бланках уровень разви­тия у себя вышеперечисленных характе­ристик на момент диагностики и уровень притязаний по тем же характеристикам, т.е. тот уровень развития всех этих ка­честв, который бы их удовлетворял (При­хожан, 1988).

Многочисленные исследования пока­зывают, что самооценка играет особую роль в успешности и надежности спор­тивной деятельности (Гиссен, 1990; Ли­пириди, 2008; Медведев, 1993; Палий, 1987 и мн. др.

Результаты применения методики Дем­бо-Рубинштейн показывают следующее. Адекватный уровень самооценки, при ко­тором наблюдается реалистичное оце­нивание себя по указанным выше пара­метрам, выявлен у чуть более третьей части выборки спортсменок-гимнасток по шкалам характера, ума, внешности и способностей. Примерно столько же испытуемых обнаруживают завышенную самооценку своей внешности, автори­тета у сверстников и уверенности в себе. У оставшейся приблизительно третьей ча­сти отмечается заниженная самооценка по параметрам авторитета у сверстников, уверенности в себе, ума и характера.

Следует отметить, что неадекватная самооценка ухудшает способности спор­тсмена к саморегуляции – необходимо­му условию достижения оптимального функционального состояния и, как след­ствие, снижает спортивные показатели атлета. Это подтверждено многими исследователями (Гогунов, Мартьянов, 2000, Лозовая, 2003). Р.С. Уэйнберг и Д. Гоулд де­лают важное замечание о том, что у юных спортсменов проигрыши снижают уро­вень самооценки, вследствие чего суще­ственно возрастает вероятность их ухода из спорта (Уэйнберг, Гоулд, 2001).

Вместе с тем Г.Д. Бабушкин и В.Н. Смо­ленцева справедливо отмечают, что в подростковом возрасте самооценка ча­сто оказывается завышенной или зани­женной, в связи с чем «у иных спортсме­нов могут закрепляться нежелательные качества: самоуверенность, зазнайство, неуверенность в своих силах» (Бабушкин, Смоленцева, 2007, С. 10). Неадекватная са­мооценка юных спортсменов отрицатель­но сказывается на проявлении волевых качеств, играющих чрезвычайно важную роль в спорте. Согласно И.Н. Липириди, адекватная самооценка является основой формирования адекватных притязаний, в противном случае цели и задачи, кото­рые спортсмен ставит перед собой, ока­зываются либо слишком сложными, либо слишком простыми, не соответствующи­ми его реальным возможностям (Липири­ди, 2008).

Результаты нашего исследования по­казывают завышенные показатели уров­ня притязаний у 75% гимнасток по всем исследуемым параметрам (приводим по убыванию числа выборов): внешности, способностям, уверенности в себе, ха­рактеру, авторитету у сверстников, уму. Адекватный уровень этих параметров на­блюдается у оставшейся четверти испы­туемых.

Согласно A.M. Прихожан, умерен­ное расхождение между самооценкой и притязаниями при условии средней и высокой общей оценки данных па­раметров, в сочетании с умеренной их дифференцированностью, указывает на благоприятный вариант отношения респондента к себе (Прихожан, 1988). Данный вариант наблюдается у поло­вины участниц нашего исследования. Очевидно, от гимнасток с такой самоо­ценкой следует ожидать представления о больших собственных возможностях, соответственно, способности к прило­жению значительных усилий в своих действиях и продуктивности. Школь­ники с подобным вариантом отноше­ния к себе отличаются высокими пока­зателями социально-психологической адаптированности. Для них характерны сознательная постановка трудных це­лей и целенаправленные усилия на их достижение (Прихожан, 1988). Веро­ятно, для сферы спорта описанный ва­риант отношения к себе самый продук­тивный и, соответственно, желательный. По сути, достижение такой самооцен­ки и уровня притязаний у спортсменов предполагает выполнение одной из ос­новных функций спорта – стимулиро­вания личностного развития и требует специальной целенаправленной рабо­ты психолога для достижения подобных результатов.

Вариант сильного расхождения между притязаниями и самооценкой, сопрово­ждаемого преимущественно низкой само­оценкой и средним или высоким уровнем притязаний, наблюдается у 45% нашей вы­борки. Такая ситуация указывает на силь­ную осознаваемую неуверенность в себе и низкий коэффициент социально-пси­хологической адаптированности у под­ростка (Прихожан, 1988). Данный небла­гополучный вариант развития личности характеризуется тем, что существенный разрыв между собственными притязания­ми и оценкой своих возможностей осоз­нается подростком и создает у него не­гативные переживания. В частности, для учащихся с подобной самооценкой характерна высокая тревожность (Прихо­жан, 1988). Такие респонденты склонны выбирать задачи, реально превышающие их возможности или представляющиеся им таковыми (Бороздина, 1999). Данная модель поведения, очевидно, сопровожда­ется эмоциональным дискомфортом и ситуативной тревожностью, поскольку чело­век осознает возможность неудачи и/или ощущает риск поражения. Соответствен­но, по мере снижения самооценки проис­ходит ухудшение основных показателей эффективности деятельности, сужение и оскудение планов на будущее. Как вид­но, данный тип отношения к себе у гим­насток представляет собой негативный путь с точки зрения успешности развития личности. У этой части респондентов сле­дует предполагать слабую мотивацию до­стижений, удовлетворение уже достигну­тым, отказ от постановки высоких целей и стремления к ним.

Вместе с тем, высокие притязания при относительно невысокой самооцен­ке спортсменов могут служить дополни­тельным стимулом к достижениям, что, бесспорно, следует считать позитивным аспектом данной модели. Необходимо учитывать, что в этом случае стремле­ния к высоким достижениям сопряже­ны со значительными эмоциональными и физическими затратами атлетов. По­добную самооценку спортсменок нель­зя однозначно считать непродуктивной, но следует подчеркнуть, что она требует квалифицированной психологической поддержки, поскольку дисгармония дан­ных параметров является фактором ри­ска развития физического и психологического неблагополучия.

Эта вариация в нашей спортивной вы­борке практически не представлена, что свидетельствует о положительных психо­эмоциональных аспектах личности гим­насток.

В зарубежных исследованиях показа­но, что люди с завышенной самооценкой нередко демонстрируют оборонительное поведение и негативную реакцию в ситуа­ции неудачи, аналогично тем, у кого выяв­лена низкая самооценка (Kernis, Waschull, 1995; Seery, Blascovich et al., 2004)

В сфере спорта завышенное само­отношение у атлетов содержит в себе опасность развития мнимой самодоста­точности, характеризующейся снижени­ем самокритичности, неадекватностью в работе с целеполаганием, ложной са­мостоятельностью в принятии решений. Следствием этого может стать сниже­ние стимула к личностному и спортивно­му развитию и самосовершенствованию. Кроме того, излишняя самоуверенность спортсмена способствует ухудшению его способности адаптации к физическим и психологическим нагрузкам, ослабле­нию внимания, снижению спортивных показателей (Воронкина, 2014).

Таким образом, неадекватная само­оценка в спорте (как завышенная, так и заниженная) оказывает негативное вли­яние на успешность деятельности спор­тсменов. При этом выбираемые страте­гии поведения соответствуют уровню притязаний, рассматриваемому как сте­пень трудности выбираемых целей (Бо­роздина, 2000).

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе

Точка зрения о взаимосвязи самооцен­ки человека и уровня притязаний, озна­чающая, что человек осуществляет выбор цели в соответствии с тем, как он себя оценивает, является достаточно устойчивой (Божович, 1968; Зейгарник, 1981; Захарова, 1989; Арестова и соавт., 1992 и др.). Однако эмпирические данные ука­зывают на частые рассогласования уров­ней этих переменных (Бороздина, 1999, Зинько, 2006). Для уточнения данного со­отношения мы предложили участницам нашего исследования методику оценки уровня притязаний Ф. Хоппе, где тесто­вым материалом явились однородные и ранжированные по сложности задачи (Райгородский и др., 2017).

Методика оценки уровня притязаний Ф. Хоппе позволила выявить у респон­дентов уровень трудности выбираемых ими задач, их реакцию на успех и неуда­чу, а также стратегию и тактику поведе­ния при коррекции целей.

У половины обследованных гимнасток наблюдался ровный характер перехода к более легким задачам после неудач и к более сложным – после успешного их решения. Выполнение заданий второй половиной выборки имело выраженный неравномерный характер, проявлявший­ся в том, что после небольшого успеха выбиралась задача высокой сложности, а после однократной неудачи – сущест­венно более легкая.

Если предполагать, что наблюдаемые модели поведения определяются устой­чивыми характеристиками личности и соответствуют обычному для нее спосо­бу решения задач, то следует отметить сле­дующее. В половине случаев у юных участ­ниц исследования обнаруживаются такие характеристики, как эмоциональная неу­стойчивость, недовольство собой и свои­ми достижениями. Эти качества соответст­вуют неблагоприятному функциональному состоянию спортсменок, плохо влияюще­му на динамику работоспособности, утом­ления и результативность. Соответственно, активное воздействие на эмоциональную сферу будет способствовать достижению желательного состояния, поведения и каче­ства спортивной деятельности.

По утверждению автора методи­ки Ф. Хоппе, высокий уровень притяза­ний, соответствующий выбору задания (заданий) высокой трудности, является компенсацией неуспеха в решении пре­дыдущего задания, что предполагает от­носительно низкую самооценку (Райгородский и др., 2017). Вместе с тем, в подобных случаях, когда проявляются т.н. «классические психологические нож­ницы», несмотря на низкую самооценку, можно предполагать наличие у челове­ка положительного представления о себе и готовность создавать иллюзию самоу­важения за счет повышения требований к себе. В подобной ситуации наблюдаю­щееся рассогласование характеристик самооценки и уровня притязаний юных спортсменок и спортсменов с высокой вероятностью может сопровождаться значимыми негативными эмоциональ­ными переживаниями и внутренним дискомфортом. На такие реакции указывают результаты аналогичных исследований, проведенных с участием разных воз­растных групп, включая подростков (Бо­роздина, 1999; Залученова, 1995; Зинько, 2006; Сидоров, 2007). Вероятно, дисгар­моничность самооценки и уровня при­тязаний спортсменок обусловлена их индивидуально-психологическими осо­бенностями, в частности, эмоциональ­ной неустойчивостью, диагностируемой методикой «Экспресс-диагностика не­вроза» К. Хека и Х. Хесса (Райгородский и др., 2017).

Методика «Экспресс-диагностика невроза» К. Хека и Х. Хесса

Данные опросника К. Хека и Х. Хес­са показывают, что у 55% гимнасток вы­явлен благоприятный – низкий уровень невротизации личности. У 45% гимна­сток обнаружен высокий уровень дан­ного свойства. Согласно К. Хеку и Х. Хессу, для личности с подобными пока­зателями характерно склонность к не­вротизации, выраженная эмоциональная возбудимость, сопровождающаяся негативными переживаниями и состояниями: тревожностью, напряженностью, беспо­койством, раздражительностью, расте­рянностью (Райгородский и др., 2017). Кроме того, в соответствии с полученны­ми нами данными можно предполагать у таких спортсменок выраженность пере­живаний, связанных с неудовлетворен­ностью желаний и эгоцентрической на­правленностью.

Методика измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова

Похожие результаты выявлены и ме­тодикой измерения уровня тревожности Дж. Тейлора в адаптации Т.А. Немчинова: уровень тревожности у более половины гимнасток-испытуемых выражен доволь­но сильно (от очень высокого до средне­го с явной тенденцией к высокому).

Важно заметить, что абсолютное боль­шинство спортсменов с высоким уровнем как невротизации, так и тревожности, по­падают в группу с рассогласованием са­мооценки и уровня притязаний, описан­ную выше. Таким образом, полученные данные подтверждают результаты, ра­нее заявленные другими исследователя­ми (Бороздина, 1999; Залученова, 1995 и др.) – рассогласованные по высоте са­мооценка и уровень притязаний сопря­жены с ростом личностной тревожности, изменением реакции на фрустрацию, усилением агрессивности. Кроме того, такое состояние оказывается типичным для ряда психосоматических заболева­ний (Бороздина, 1999; Залученова, 1995 и др.). Стоит уточнить, что высокие при­тязания при невысокой оценке могут считаться и позитивным фактором, посколь­ку служат дополнительным стимулом к достижениям. Вместе с тем, необходимо учитывать объем физических и эмоцио­нально-психологических ресурсов, неиз­бежно затрачиваемых при стремлении к ним. Соответственно, такие результаты могут рассматриваться как неблагопри­ятные факторы в личностном развитии подростков и подтверждают необходи­мость специальной целенаправленной работы психолога с данным континген­том спортсменов.

Корреляционный анализ исследуемых личностных характеристик

Таким образом, мы выделили и проа­нализировали эмоционально-личност­ные характеристики юных художест­венных гимнасток, играющие ключевую роль в формировании благоприятного функционального состояния и активно­го занятия спортом. Для выявления ха­рактера связи между исследуемыми па­раметрами мы рассчитали коэффициент ранговой корреляции r-Спирмена, результаты чего представлены в нижеследу­ющей таблице 1.

Табл. 1. Результаты корреляционного анализа исследуемых личностных характеристик художественных гимнасток

Шкалы/№

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

1. Уровень тревожности

1,000

,953**

-,332

,188

-,709**

,075

,147

,526*

,461*

,637**

,584**

,591**

,470*

2. Уровень невротичности

,953**

1,000

-,240

,290

-,704**

,069

,154

,498*

,479*

,675**

,607**

,651**

,427

3. Уровень самооценки

-,332

-,240

1,000

,276

,120

,175

,150

-,290

-,358

-,071

-,036

-,018

-,336

4. Уровень притязаний

,188

,290

,276

1,000

,115

-,237

,081

-,103

,281

,244

,349

,356

-,080

5. Уровень эмоциональ­ной устойчивости

-,709**

-,704**

,120

,115

1,000

-,147

,126

-,158

-,075

-,303

-,352

-,432

-,138

6. Физическая агрессия

,075

,069

,175

-,237

-,147

1,000

,096

,137

-,095

,073

,342

-,131

-,090

7. Вербальная агрессия

,147

,154

,150

,081

,126

,096

1,000

,419

,332

,492*

-,071

,215

,124

8. Косвенная агрессия

,526*

,498*

-,290

-,103

-,158

,137

,419

1,000

,477*

,511*

,202

,121

,660**

9. Негативизм

,461*

,479*

-,358

,281

-,075

-,095

,332

,477*

1,000

,592**

,192

,374

,330

10. Раздражительность

,637**

,675**

-,071

,244

-,303

,073

,492*

,511*

,592**

1,000

,474*

,451*

,355

11. Подозрительность

,584**

,607**

-,036

,349

-,352

,342

-,071

,202

,192

,474*

1,000

,446*

,178

12. Обидчивость

,591**

,651**

-,018

,356

-,432

-,131

,215

,121

,374

,451*

,446*

1,000

-,073

13. Чувство вины

,470*

,427

-,336

-,080

-,138

-,090

,124

,660**

,330

,355

,178

-,073

1,000

** Корреляция значима на уровне 0,01 * Корреляция значима на уровне 0,05

Проведенный корреляционный ана­лиз выявил особенности взаимосвязи между выделенными выше характеристи­ками личности гимнасток, образующими психологическую базу их функциональной готовности к спортивной деятель­ности.

Данные указывают на положительную и значимую степень связи (p=0,01) уровня тревожности гимнасток с невротизаци­ей (r=0,95), раздражительностью (r=0,64), подозрительностью (r=0,58) и обидчиво­стью (r=0,59), а также отрицательную зна­чимую связь с эмоциональной устойчи­востью (r=-0,71). Достоверной (p=0,05) и менее тесной оказалась связь уровня тре­вожности с косвенной агрессией (r=0,53), негативизмом (r=0,46) и чувством вины (r=0,47). Примерно такие же показатели соответствуют корреляции невротизации респондентов с перечисленными характе­ристиками, что вполне ожидаемо, учиты­вая тесную связь данных состояний. Ведь невротизация, как состояние общей эмо­циональной нестабильности, формирует­ся на основе тревожности, раздражитель­ности, беспокойства и других негативных переживаний.

В любом виде спорта, в том числе, и в художественной гимнастике, трени­ровочные занятия и выступления нередко оказываются напряженными, чрезмер­но интенсивными и продолжительными. Высокодозированные тренировки могут быть оптимальными для одних спортсме­нов и вести к переутомлению и перетре­нированности других. У последних в ре­зультате может наблюдаться целый ряд психофизиологических реакций и нега­тивных переживаний в виде потери ин­тереса к спортивным занятиям, снижения самооценки, отрицательных эмоциональ­ных реакций по отношению к другим спортсменам и тренерам, повышенной тревожности, агрессии, страха.

Эмоциональное состояние существен­но зависит как от факторов деятельнос­ти, так и от субъективной оценки челове­ком этих факторов, а также от отношения к нему значимого для него окружения (Hanin, 2000). Поэтому для лучшего по­нимания психологических факторов, влияющих на поведение спортсменов, необходимо учитывать уникальный опыт каждого из них.

Обратим внимание на особенности других характеристик, представленных в таблице. Имеет место прямая умерен­ная и значимая связь (p=0,01) косвенной агрессии и чувства вины (r=0,66), негативизма и раздражительности (r=0,59), прямая и достоверная связь (p=0,05) вер­бальной и косвенной агрессии с раздра­жительностью (r=0,50).

Различные формы агрессии в под­ростковом возрасте основаны на нереа­лизованных потребностях в положитель­ных эмоциях, удовлетворение которых происходит в процессе деятельности и дает выход излишнему напряжению (Донцов и др., 2016, 2017; Мухина, 2006).

Усиление чувства вины, проявляющееся вместе с повышением агрессии участниц нашего исследования, вероятно, связано с тем, что проявления агрессивного поведе­ния в той или иной форме по отношению к другим не являются социально одобря­емыми. Агрессивное поведение считает­ся нарушением общепринятых мораль­ных норм и этических принципов спорта. В процессе занятий спортом и усвоения правил взаимодействия с тренерами и су­дьями, партнерами, соперниками, болель­щиками и т.д. формируется нравственная позиция подростка-спортсмена. Вместе с тем, в современный спорт прочно вошли факторы, негативно влияющие на соблю­дение нравственности: профессионали­зация, коммерциализация, политизация. Эти факторы провоцируют типичные нарушения этики в спорте: агрессивное поведение, нечестную игру, стремление к победе любой ценой, допинг-скандалы и др. С ответственностью за нарушение моральных принципов спорта связано чувство вины как ценностная эмоцио­нальная установка. Это чувство играет зна­чимую роль в жизни человека, определяя степень усвоения ребенком нравственных норм, существующих в обществе. Несфор­мированный его уровень, означающий отсутствие нравственной позиции, может стать причиной неэтичного поведения. Чрезмерно высокое чувство вины также является неблагоприятным состоянием, негативно отражающимся на взаимоотно­шениях с другими. Соответственно, наиболее желательный, оптимальный уровень переживания чувства вины выполняет функцию регулятора поведения челове­ка и выступает одним из важных показа­телей психического здоровья. Согласно И.А. Белик, такому уровню соответствуют следующие психологические особенно­сти: стабильное позитивное эмоциональ­но-ценностное отношение к себе, высокая способность к самоконтролю и саморегу­ляции, устойчивость к стрессовым ситуа­циям (Белик, 2006).

В статье С. Хантона и соавторов эмо­циональные переживания, исследуемые в нашей работе, описаны как производ­ные от состояния страха. Исследовате­ли отмечают, что страх и потенциальная опасность, часто сопровождающие дей­ствия спортсмена, могут высвобождать негативные эмоции: беспокойство, тре­вогу, снижение самооценки, существен­ное ухудшение функционального состо­яния и работоспособности спортсмена (Hanton et al., 2004).

Художественную гимнастику отлича­ют высокий уровень сложности выполня­емых упражнений, регулярный пересмотр и усложнение требований, субъектив­ность оценок судей, высокая травмоопас­ность. Кроме того, любая ошибка гимна­сток очевидна: незначительный выход за пределы площадки во время выступления, падение предмета при выполнении упраж­нений, нарушение плавности и последо­вательности движений в момент падения и др. В результате страх потерять баллы и не достигнуть желаемого результата, опасность получить травму, дискомфорт и смущение перед тренером, товарищами и родителями вызывает дополнительное напряжение, усиливая негативные тенден­ции, и мешает общей продуктивности за­нятий.

Таким образом, обнаруженные вза­имосвязи качеств личности юных гим­насток следует объяснять спецификой спортивной деятельности и самой сферы спорта. Для сохранения положительных факторов спорта, достижения высоких спортивных результатов и повышения продолжительности спортивной карье­ры необходимо внимательное отноше­ние к личности спортсменов со стороны тренера и всех специалистов, задейство­ванных в их подготовке.

Заключение

Выявленные эмоционально-личност­ные особенности юных спортсменок обусловлены, с одной стороны, психофизио­логическими изменениями, связанными с подростковым возрастом, с другой сто­роны – спецификой спортивной деятель­ности.

Полученные результаты дают осно­вание утверждать, что занятия спортом предоставляют юным спортсменам уни­кальные возможности для физического, личностного и социального развития. Для преодоления негативных барьеров, неизбежных в спортивной деятельности, достижения высоких показателей и про­дления спортивной карьеры чрезвычай­ную важность имеет поддержка тренера и ближайшего окружения. При несом­ненной важности технической и функ­циональной подготовки спортсменов следует подчеркнуть необходимость су­щественного усиления психологической работы с детьми и подростками-спор­тсменами, а методы такой работы – тема отдельной статьи.

Основными направлениями дальней­ших исследований может быть обозна­чено изучение влияния эмоционального состояния спортсменов на способность к полноценному восстановлению после высоких нагрузок и поддержание опти­мального режима сна и отдыха.

Работа выполнена в рамках НИР по гранту РФФИ «Влияние психологической регуляции сна на динамику функционального состояния и результативность спортсменов». Номер договора: 18-013-01211\18.

Литература:

Абрамова А.А. Агрессивность при депрессивных расстройствах : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Москва, 2005. – 23 с.

Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. – 448 с.

Арестова О.Н., Бабанин Л.Н., Тихомиров O.K. Возможности анализа уровня притязаний при применении компьютера // Вопросы психологии. – 1992. – № 1–2. ‒ С. 152–157.

Барабанщикова В.В., Останина М.В., Климова О.А. Феномен прокрастинации в деятельности спортсменов индивидуальных и командных видов спорта // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 91–104. doi: 10.11621/npj.2015.0310

Белик И.А. Чувство вины в связи с особенностями развития личности : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Санкт-Петербург, 2006. ‒ 24 с.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. ‒ Москва, 1968.

Бороздина Л.В. Теоретико-экспериментальное исследование самооценки : автореферат дис. ... докт. психол. наук. ‒ Москва, 1999. ‒ 47 с.

Воронкина Л.В. Исследование самооценки спортсменов в связи с реализацией соревновательных результатов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. – 2014. – № 4. ‒ С. 88–91.

Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. ‒ Москва : Академия, 2000. ‒ 288с.

Донцов Д.А., Поляков Е.А. Специфика акцентуаций характера и личности в подростковом возрасте // Fundamental science and technology ‒ promising developments. X Proceedings of the Conference. 12–13 декабря 2016 года. North Charleston, USA, Том 3. – C. 66–83.

Дружиненко Д.А. Эмоциональные аспекты морального выбора подростков в ситуации решения моральных дилемм // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 2004. – № 2. ‒ С. 93–94.

Енин В.И. Развитие психических свойств личности подростков в процессе занятий спортом : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Ленинград, 1986. ‒ 16 с.

Жилин С.В. Особенности Я-концепции личности спортсменов : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Санкт-Петербург, 2003. ‒ 17 с.

Закаморный С.О. Формирование у студентов физкультурного вуза компетенции в профилактике и коррекции агрессии спортсменов : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Омск, 2012. ‒ 24 с.

Залученова Е.А. Соотношение самооценки, уровня притязаний и его влияние на личностные особенности : автореферат дис. ... канд. психол. наук. МГУ. ‒ Москва, 1995.

Захарова А.В. Уровень притязаний как показатель самооценки // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – 1989. – Вып. 1(1). ‒ С. 47–50.

Зейгарник Б.В. Теория личности Курта Левина. ‒ Москва, 1981. – 118 с.

Зимелева З.А. Психологические условия возникновения и коррекции агрессивного поведения подростков : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Москва, 2002.

Зинько Е.В. Соотношение характеристик самооценки и уровня притязаний. Часть 1. Самооценка и ее параметры // Психологический журнал. – 2006. – Т. 27. – № 3. – С. 18–30.

Ильин Е.П. Психология доверия. – Санкт-Петербург : Питер, 2013. ‒ 288 с.

Краев Ю.В. Влияние особенностей вида спорта на проявления агрессии и агрессивности у спортсменов : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Санкт-Петербург, 1999. ‒ 22 с.

Левин К. Уровень притязаний / К. Левин, Т. Дембо, Л. Фестингер, Р. Сирс // Психология личности / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, А.А. Пузырея. ‒ Москва : Издательство Московского университета, 1982. ‒ С. 85–92.

Липириди И.Н. Самооценка спортсменов и ее коррекция средствами самопознания : дис. ... канд. психол. наук. – Санкт-Петербург, 2008. – 153 с.

Лозовая Г.В. Формирование самооценки спортсмена. ‒ Санкт-Петербург, 2003. ‒ 20 с.

Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. ‒ Москва : Физкультура и спорт, 1977. ‒ 271 с.

Медведев В.В. Психологические особенности спортсменов. ‒ Москва, 1993. – 48 с.

Муздыбаев К. Переживание вины и стыда. – Санкт-Петербург : С.-Петерб. фил. Ин-та социологии, 1995. – 39 с.

Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития.‒Москва: Академия, 2006. – 608 с.

Наследов А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 392 с.

Палий В.И. Влияние особенностей личности и успешности деятельности на самооценку спортивного мастерства гимнасток : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Москва, 1987. ‒ 24 с.

Попов А.Л. Спортивная психология. – Москва : Флинта, 1998. – 219 с.

Практическая психодиагностика: методики и тесты : учеб. пособие / под ред. Д.Я. Райгородского. – Самара : Бахрах-М, 2017. ‒ 672 с.

Прихожан A.M. Применение методов прямого оценивания в работе школьного психолога // Научно-методические основы использования в школьной психологической службе конкретных психодиагностических методик / под ред. И.В. Дубровиной. ‒ Москва, 1988. – С. 110–128.

Психология развития: детство, отрочество, юность : учеб. пособие / Донцов Д.А., Петрова Е.А., Поляков Е.А. – Москва : АИМ, 2017. – 234 с.

Психология физической культуры и спорта / под ред. Г.Д. Бабушкина, В.Н. Смоленцевой. – Омск: СибГУФК, 2007. – 270 с.

Психосоциальное развитие личности в подростковом возрасте: научно-практическая методологическая психологическая оценка / Донцов Д.А., Драчева Н.Ю., Власова С.В., Тихолаз О.Е., Кочеткова Л.А., Сухих Е.В. // Личность как объект психологического и педагогического воздействия : сборник статей Международной научно-практической конференции. В 2 частях. Ч. 1. – Уфа, АЭТЕРНА, 2016. – С. 108–135.

Пуни А.Ц. Проблема личности в психологии спорта // Союзспортобеспечение. – 1980. – № 11. – С. 24–27.

Сафонов В.К. Агрессия в спорте. ‒ Санкт-Петербург : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2003. ‒ 159 с.

Сидоров К.Р. Самооценка, уровень притязаний и эффективность учебной деятельности старшеклассников // Вопросы психологии. – 2007. – №3. ‒ С. 149–157.

Сидоров К.Р. Феномен несоответствия уровней самооценки и притязаний в ранней юности : автореферат дис. ... канд. психол. наук. – Москва, 2007. ‒ 23 с.

Стамбулов А.В. Исследование некоторых особенностей динамики и взаимосвязей физического, психомоторного и интеллектуального развития в подростковый период : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Ленинград, 1980. ‒ 21 с.

Стамбулова Н.Б. Исследование развития психических процессов и двигательных качеств у школьников 8–12 лет : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Ленинград, 1978. ‒ 21 с.

Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев : Олимпийская литература, 1998. – 336 с.

Фергюсон А., Мориц М. Уроки лидерства. Чему меня научили жизнь и 27 лет в «Манчестер Юнайтед». – Москва : Манн, Иванов и Фербер, 2015. – 352 с.

Художественная гимнастика. История, состояние, и перспективы развития / Винер-Усманова И.А., Медведева Е.Е., Крючек Е.С. ‒ Москва: Человек, 2014. ‒ 216 с.

Шаболтас А.В. Мотивы занятия спортом высших достижений в юношеском возрасте : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Санкт- Петербург, 1998. ‒ 21 с.

Щербинина Ю.В. Вербальная агрессия в школьной речевой среде : автореферат дис. ... канд. психол. наук. ‒ Москва, 2001. ‒ 16 с.

Эриксон Э. Г. Детство и общество. ‒ Санкт-петербург : Ленато, ACT, 1996. ‒ 592 с.

Arripe-Longueville, F., Hars, M., Debois, N., & Calmels, C. (2009). Perceived development of psychological characteristics in male and female elite gymnasts. International Journal of Sport Psychology, 40(3), 424–455.

Bybee J., & Quiles Z.N. (1998). Guilt and mental health. In J. Bybee (Ed.) Guilt and children. San Diego, Academic Press, 269–291. doi: 10.1016/B978- 012148610-5/50014-X

Cartoni A.C., Minganti C., & Zelli A. (2005). Gender, Age, and Professional-Level Differences in the Psychological Correlates of Fear of Injury in Italian Gymnasts. Journal of Sport Behavior, 28(1), 3–17.

Cremades, J., & Wiggings, M.S. (2008). Direction and intensity of trait anxiety as predictors of burnout among collegiate athletes. Athletic Insight: The Online Journal of Sport Psychology, 10(2).

Dollard J., Doob L.W., & Miller N.E. et al. Frustration and aggression. New Haven (Conn.): Yale University Press, 1939. doi: 10.1037/10022-000

Giotis, A.M. (2007). Stopped by a thought: A study about mental blocking in female TeamGym. (Undergraduate thesis Dlevel Swedish School of Sport and Health Sciences).

González, L., García-Merita, M., Castillo, I., & Balaguer, I. (2016). Young athletes’ perceptions of coach behaviors and their implications on their well-being and ill-being over time. Journal of Strength and Conditioning Research, 30(4), 1147–1154. doi: 10.1519/JSC.0000000000001170

Gould D., Feltz, D., Horn T., & Weiss M. (1982). Reasons for discontinuing involvement in competitive youth swimming. Journal of Sport Behavior, 5, 155–165.

Gould, D., Udry, E., Tuffey, S., & Loehr, J. (1997). Burnout in Competitive Junior Tennis Players: III. Individual Differences in the Burnout Experience. The Sport Psychologist, 11(3), 257–276. doi: 10.1123/tsp.11.3.257

Hanin Y.L. Emotions in sport. Human Kinetics, 2000.

Hanin Y.L., & Stambulova N.B. (2002). Metaphoric description of performance states: An application of the IZOF model. Sport Psychologist, 16 (4), 396–415. doi: 10.1123/tsp.16.4.396

Hanton S., Thomas O., & Maynard I. (2004). Competitive anxiety responses in the week leading up to competition: The role of intensity, direction and frequency dimensions. Psychology of Sport and Exercise, 5, 169–181. doi: 10.1016/S1469-0292(02)00042-0

Henschen, K. (2001). Athletic staleness and burnout: Diagnosis, prevention, and treatment. In J.M. Williams (Ed.). Applied sport psychology: Personal growth to peak performance, 445–455. California: Mayfield Publishing Company.

Hoffman M.L. (1982). Development of prosocial motivation: Empathy and guilt. In N. Eisenberg (Ed.), Development of Prosocial Behaviour. New York, 281–313. doi: 10.1016/B978-0-12-234980-5.50016-X

Kernis M.H., & Waschull S.B. (1995). The interactive roles of stability and level of self-esteem: Research and theory. Advances in Experimental Social Psychology, 27, 93–141. doi: 10.1016/S0065-2601(08)60404-9

Lazarević L.B., Petrović B., & Damnjanović K. (2012). Physical Education and Sport 10(2), 115–126.

Lox C., Martin G. K., & Petruzzello S. (2006). The psychology of exercise: Integrating theory and practice. Scottsdale, AZ: Holcomb Hathaway.

Malina, R.M., & Cumming, S.P. (2003). Current status and issues in youth sports. In R.M. Malina & M.A. Clark (Eds.), Youth sports: Perspectives for a new century, 7–25. Monterey, CA: Coaches Choice.

Nunomura, M., Okade, Y., & Tsukamoto, M.H.C. (2009). Competition and Artistic Gymnastics: How to make the most for this Experience. International Journal of Sport and Health Science, 7, 42–49. doi: 10.5432/ijshs.IJSHS20080353

Olusoga P., Butt J., Maynard I., & Hay K. (2010). Stress and Coping: A Study of World Class Coaches. Journal of Applied Sport Psychology, 22(3), 273–293. doi: 10.1080/10413201003760968

Papaioannou, A., Ampatzoglou, G., Kalogiannis, P., & Sagovits, A. (2008). Social agents achievement goals, satisfaction and academic achievement in youth sport. Psychology of Sport and Exercise, 9, 122–141. doi: 10.1016/j.psychsport.2007.02.003

Proios, M. (2012). The relation between the emotion of «anger» and the cognitive processes in gymnastics athletes. International Quarterly of Sport Science, 1, 10–18.

Scanlan T.K., Babkes M.L., & Scanlan L.A. (2005) Participation in sport: A developmental glimpse at emotion. In J.L. Mahoney, R.W. Larson, & J.S. Eccles (Eds.), Organized activities as contexts of development: Extracurricular activities, after-school and community programs. Mahwah, NJ: Lawrence Erlbaum.

Seery M.D., Blascovich J., Weisbuch M., & Vick S.B. (2004). The Relationship Between Self-Esteem Level, Self-Esteem Stability, and Cardiovascular Reactions to Performance Feedback. Journal of Personality and Social Psychology, 87(1), 133–145. doi: 10.1037/0022-3514.87.1.133

Smith, R.E., & Smoll, F.L. (2004). Anxiety and coping in sport: Theoretical models and approaches to anxiety reduction. In T. Morris & J.J. Summers (Eds.), Sport psychology: Theories, applications, and issues, 294–32, Sydney, Australia: Wiley.

Williams, J.M., & Scherzer, C.B. (2006). Injury risk and rehabilitation: Psychological considerations. In J.M. Williams (Ed.), Applied sport psychology: Personal growth to peak performance, 5th ed., 565–594. Boston, MA: McGraw-Hill.

Для цитирования статьи:

Сагова З.А., Донцов Д.А. Исследование эмоционально-личностной сферы как регулятора функционального состояния юных спортсменов // Национальный психологический журнал. – 2018. – № 4(32). – С. 96–108

Sagova Z.A., Dontsov D.A. (2018). The study of personal emotional sphere as a regulator of functional state in young athletes. National Psychological Journal, 4, 96–108.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2019
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер