ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 26-34.

Автор(ы): Сагова З.А.; Каптурова В.М.;

Аннотация

Профессиональные функции современного тренера давно расширились от простой подготовки спортсменов к соревнованиям до исполнения многочисленных ролей руководителя, организатора, психолога и т.д. Для успешного их выполнения тренеру необходимо совершенствовать свои профессиональные навыки и личностные качества. С ростом популярности спорта, совершенствованием системы, средств и условий спортивной подготовки повышаются требования к качеству труда и мастерству основных субъектов спорта, возрастает и востребованность тренера как ключевой фигуры в воспитании успешных атлетов.

В статье анализируются исследования критериев и факторов эффективности тренерской деятельности. Обсуждаются особенности рефлексивного процесса как одного из действенных способов профессионального развития тренеров. Представлены результаты исследования взаимосвязи успешности тренеров различных спортивных специализаций с их профессиональной рефлексивностью и уровнем субъективного контроля. Выполненный в работе корреляционный анализ показал значимую связь профессиональной успешности и рефлексивности тренеров, что в целом согласуется с результатами подобных исследований, выполненных в ряде других сфер деятельности. В работе не нашла подтверждения относительно привычная в психологических исследованиях точка зрения о взаимосвязи успешности деятельности и интернальности личности. Это вызвало у авторов ряд новых предположений о характере взаимодействия успешных тренеров с их воспитанниками, стиле руководства, свойствах личности.

Итоги исследования, в целом, вызывают дополнительные вопросы, касающиеся индивидуально-психологических особенностей респондентов и позволяют наметить новые направления исследований по анализируемой проблематике.

Страницы: 26-34
Поступила: 15.05.2017
Принята к публикации: 24.05.2017
DOI: 10.11621/npj.2017.0204

Разделы журнала: Психология спорта;

Ключевые слова: спорт; спортсмен; тренер; профессиональная успешность; профессиональная рефлексия;

PDF: /pdf/npj-no26-2017/national_2017_2_4.pdf

Доступно в on-line версии с 28.06.2017

На современном этапе развития спортивной психологии имеет­ся значительное количество публикаций отечественных и зарубежных специалистов, так или иначе затрагива­ющих психологические аспекты спор­тивной деятельности. С возрастанием популярности спорта и, в то же время, уровня стрессогенности и неопреде­ленности в этой сфере растут и требо­вания, предъявляемые к его основным субъектам: уровню компетентности, ка­честву выполнения профессиональных функций, способности к совершенст­вованию собственных ресурсов и, в це­лом, к характеристикам, определяющим конкурентоспособность и успешность деятельности. Интерес к успешным спе­циалистам – тренерам, способным приве­сти спортсменов и спортивные команды к мировым рекордам, в настоящее время вышел на уровень национальной идеи. Победа отдельного спортсмена или ко­манды – это победа всего государства. Соответственно, спрос на эффективных тренеров неуклонно растет.

В психологии и смежных областях науки проводятся фундаментальные и прикладные исследования факторов, обусловливающих эффективность про­фессиональной деятельности специа­листов различных сфер деятельности: индивидуально-психологических осо­бенностей и профессионально-важных качеств личности, мотивации и уровня притязаний, психологических ресурсов саморегуляции функционального состо­яния, объективных условий деятельности, рефлексивных механизмов и пр. (Теплов, 1961; Климов, 2003; Карпов, 2004; Бодров, 1999; Гущина, 2007; Ивашкин, 2007). Сре­ди этих факторов особое место занима­ют рефлексивные процессы как один из эффективных инструментов повышения продуктивности деятельности специали­стов (Карпов, 2003; Неруш, 2006; Казарян, 2001; Ангеловская, 2006; Жуков, Журав­лев, Павлова, 2008). Ряд отечественных и зарубежных исследований посвящен проблемам рефлексии в педагогической деятельности. Так, обнаружена связь меж­ду уровнем сформированности рефлексивных умений и их практическим использованием с успешностью профес­сиональной педагогической деятельнос­ти учителей (Аверина, 2013; Романова, 2012; Bain, Ballantyne, Packer, Mills,1999; Giovannelli, 2003). Исследовалось зна­чение рефлексивных процессов для по­вышения эффективности деятельности представителей других профессий (уче­ных, психологов, библиотекарей, водите­лей и др.). Однако имеется крайне мало подобных работ, выполненных в сфере спорта. Поэтому изучение рефлексивных процессов в контексте профессиональ­ной деятельности спортивного тренера, предпринятое в рамках настоящей рабо­ты, является актуальной задачей в психо­логии спорта, связанной с поиском усло­вий профессионального роста тренеров.

Проблема профессиональной успешности

Эта проблема изучается многими на­учными дисциплинами (социологией, философией, психологией) и является междисциплинарной. Успешность рас­сматривается как одна из базовых по­требностей субъекта, стимул поступков и поведения. Она выступает в качестве оценки и самооценки эффективности жизни и деятельности. В понятие успеш­ности включаются такие аспекты, как социально-экономический статус лич­ности, внутренние ресурсы и внешние ус­ловия достижения успешности, включен­ность в профессиональную деятельность и результат деятельности, социализация индивида, удовлетворенность жизнью (Железняк, Кашкаров, Кравцевич, 2005; Ивашкин, 2007; Романова, 2012). Факто­ры, влияющие на успешность профессиональной деятельности, исследовались в работах Б.Г. Ананьева, С.А. Дружилова, Е.А. Климова, Б.М. Теплова, У. Джеймса, Д. Сьюпера, Д. Холла и других, однако проблематику все еще нельзя считать разработанной.

Е.А. Климов определил профессио­нальную успешность как характеристику профессиональной деятельности, вклю­чающую внешнюю оценку значимыми людьми результата, достигнутого в ходе профессиональной деятельности, и вну­треннюю оценку, связанную с анализом собственной успешности и предполагаю­щую удовлетворенность процессом и ре­зультатами профессиональной деятель­ности (Климов, 2004).

А.Н. Елизаров и М.Н. Болдинова, ис­следовавшие социальные и психологи­ческие критерии успешности педагоги­ческой деятельности, также выделяли внешние и внутренние критерии оценки этого феномена. Они пишут, что внеш­ние критерии выражают обществен­ную (социальную) оценку, они легко ре­гистрируются, понятны большинству людей. Внутренние критерии являются инструментом процесса саморегуляции. В профессиональной педагогической дея­тельности внешними критериями успеш­ности, по мнению авторов, являются «наличие или отсутствие результата дея­тельности, качество того, что делает че­ловек, скорость и безошибочность труда, результативность взаимодействия с колле­гами, вклад в развитие науки, значимость деятельности для других людей, долж­ностное продвижение и уровень занима­емой должности в иерархии организации, величина материального вознагражде­ния за труд, наличие, количество и каче­ство наград» (Елизаров, Болдинова, 2013, С.100). Заметим, что одной из важнейших особенностей профессии тренера являет­ся ее педагогический характер, соответ­ственно, выделенные авторами критерии успешности педагогов вполне можно от­нести и к тренерской деятельности.

Исследователями сферы спорта также предпринимались попытки разработать критерии оценки успешности тренера. Так, В. Параносич и Л. Лазаревич показы­вают, что эффективными являются тре­неры, максимально включенные в разные формы взаимодействия со спортсмена­ми и ориентированные на совместную работу (Параносич, Лазаревич, 1977). А.Н. Николаев выделяет четыре продук­та (эффекта) деятельности спортивного тренера как совокупность ожиданий его учеников и общества в целом:

  • образовательный эффект, означа­ющий наличие у спортсменов уме­ний выполнять естественные дейст­вия (бегать, прыгать, плавать, метать) и знаний спортивной и физкультурно-оздоровительной направленности;

  • оздоровительный эффект, подразуме­вающий улучшение здоровья, внешне­го вида, повышение функциональных возможностей, общей работоспособ­ности и развитие двигательных ка­честв учеников;

  • соревновательный эффект как повы­шение уровня соревновательных до­стижений спортсменов;

  • воспитательный эффект деятельнос­ти, проявляющийся в сформирован­ности у спортсменов положительных свойств личности.

Выделенные «совокупности ожида­ний», по мнению автора, и являются при­знаками успешности профессиональной деятельности тренера в области спор­та. «Если тренер, например, соответствуя ожиданиям учеников (или их родителей), формирует у них жизненно важные каче­ства, есть все основания считать его де­ятельность успешной в воспитательном плане. Если он, соответствуя ожиданиям руководителей, подготовил спортсменов высокого уровня, его деятельность мож­но считать успешной в реализации со­ревновательной функции спорта» (Нико­лаев, 2003, С.32).

Дж.Л. Фрост, проанализировав ряд ис­следований, в которых изучался фено­мен успешности тренера, выделил такие определяющие ее особенности деятель­ности, как качество планирования и про­ведения тренировок, взаимодействий со спортсменами, совершенствование спор­тивных навыков у спортсменов, рабо­та с мотивацией подопечных, владение глубокими знаниями о своем виде спор­та (Frost, 2012). Рассмотрим выделенные особенности деятельности подробнее.

Под качеством планирования и про­ведения тренировок, взаимодействий со спортсменами следует понимать само со­держание тренировочных занятий, специ­фику передачи знаний ученикам, обучение необходимым спортивным навыкам и их совершенствование, продолжительность и частоту тренировок, объем на­грузки. В любом виде спорта мастерство атлета зависит от его базовых спортив­ных навыков. Эффективность работы тре­нера подразумевает умение их развивать, грамотно использовать сильные стороны спортсмена и компенсировать слабые.

Процессы коммуникации также игра­ют важную роль в повышении результа­тивности работы тренера и спортсменов. Как утверждает Фрост, сама манера пере­дачи информации от тренера ученикам может влиять как на исход определенно­го соревнования, так и целого сезона игр, поскольку в спортивной среде сущест­вуют свои особенности взаимодействий тренера и спортсмена – они могут по­нять настроение и состояния друг друга просто наблюдая за манерами и жестами друг друга (Frost, 2012).

Способность мотивировать спортсме­на играет важнейшую роль в работе тренера. Исключительную значимость имеет умение обращаться к ресурсам внутрен­ней мотивации спортсмена, хотя этому может препятствовать недостаток методи­ческого инструментария, основанного на современных исследованиях спортивной мотивации и мотивации достиженческой деятельности, и недостаток необходимых знаний в данной области у тренера.

Тренер, владеющий большим объе­мом информации о своем спорте, имеет несомненно большие возможности по­вышения эффективности своей деятель­ности. Такие знания аккумулируются вместе с накоплением профессионального опыта. Они являются также результатом чтения специальной литературы, уча­стия в научных конференциях, получе­ния дополнительного образования и т.д. Владение качественными знаниями об особенностях вида спорта способствует принятию верных решений при выпол­нении профессиональных функций, гра­мотному распределению нагрузки спор­тсменов (Frost, 2012).

Опираясь на рассуждения вышеупо­мянутых специалистов и информацию, полученную в ходе беседы с нашими респондентами, мы выявили критерий успешности тренера, которым далее оперировали в нашей работе. Им выступил максимальный уровень результативности спортсменов, воспитанных тренерами. Таким образом, под профессиональной успешностью тренера в данной работе мы понимаем характеристику профес­сиональной деятельности, отражающую внешнюю оценку результата, а имен­но, максимальный уровень достижений спортсмена. Данный критерий выделен на основе ответов респондентов на во­просы, касающиеся важнейших качеств успешного тренера, критериев успешно­сти и уровня достижений их воспитанников. Основным критерием успешности 100% респондентов назвали результатив­ность их спортсменов, также они были единодушны во мнении, что тренер успе­шен, если его подопечные занимают при­зовые места в значимых соревнованиях.

Утверждения тренеров о том, что они связывают свою успешность с внешни­ми факторами, в частности, с результа­тивностью спортсмена, явились осно­вой дополнительной гипотезы нашего исследования. Учитывая специфику про­фессиональной деятельности тренера, мы предположили, что у наиболее эф­фективных тренеров наблюдается внеш­ний локус контроля, поскольку их успешность находится в прямой зависимости от уровня достижений воспитанников. При взаимодействии со спортсменом тренер может влиять на объективные факторы: проработку технических эле­ментов, вопросы, связанные с подготов­кой к соревнованиям, функциональное состояние спортсмена в течение сорев­новательного сезона, силовую подготов­ку спортсменов и др. Однако существу­ют факторы, на которые тренер не имеет влияния, в частности, личностные качества или личные обстоятельства спор­тсмена. Тем самым, профессиональная успешность тренера находится в зависи­мости не только от собственных усилий, но и от стараний и индивидуальных осо­бенностей его учеников.

Согласно Дж. Роттеру, автору поня­тия локуса контроля, свойство лично­сти приписывать свои успехи или неуда­чи внутренним либо внешним факторам, может определять способности к достижениям в той или иной сфере деятель­ности. Им выделены соответственно две крайние позиции локуса контроля – экс­тернальный и интернальный. В психоло­гической литературе представлено боль­шое число исследований, посвященных взаимосвязи локуса контроля личности и особенностей характера, поведения и убедительно доказывающих влияние вну­тренних факторов на эффективность де­ятельности человека (Гущина, 2007; Коню­хова, 2007; Матвеев, 2005; Lee-Kelley, 2006). Однако существует и ряд исследований, в которых результаты не так однозначны, и экстернальность раскрывается как зна­чимый фактор успешности. Например, в статье К. April, В. Dharani и В. Peters от­мечается, что, вопреки большому числу научных публикаций, доказывающих, что интернальный локус контроля является важнейшей предпосылкой успешности и лидерства, результаты их исследования убедительно демонстрируют связь объек­тивного карьерного успеха с экстерналь­ным локусом контроля у управленцев. В работе контролировались связи локуса контроля респондентов с их уровнем ма­териальных доходов и занимаемой долж­ностью, в результате чего обнаружено, что экстернально ориентированные участ­ники исследования имеют более высокие материальные доходы и должностной ста­тус. Не претендуя на окончательность выводов, авторы обосновывают результаты своего исследования тем, что повышен­ное чувство ответственности, недостаток гибкости и доверия к окружающим могут приводить к стрессовым состояниям, низ­кой производительности труда, отказу от инноваций, неспособности использовать сильные стороны других людей для собст­венного профессионального роста. Кроме того, как отмечают эти авторы, современ­ные социально-экономические условия в мире все чаще признают важность сопри­частности и сообщества, которые и по­зволяют использовать внешние силы для повышения собственной эффективности (April, Dharani, Peters, 2011).

Профессиональная рефлексия

Возникновение понятия рефлексии связано с именем Дж. Локка, впервые применившим это понятие в философии и понимавшим под ним способность че­ловека познавать свою умственную дея­тельность – подобно тому, как он позна­ет предметы внешнего мира. Со времен Локка представления о рефлексии актив­но развивались и включались в различ­ные междисциплинарные исследования, в том числе и в психологические. Так, понятие рефлексии получило дальней­шее развитие в работах У. Джеймса, выде­лившего Я-познающее и Я-познаваемое. Среди отечественных психологов следу­ет отметить работы Б.Г. Ананьева, Л.С. Вы­готского, С.Л. Рубинштейна, В.В. Знакова, которые рассматривали понятие реф­лексии как значимый принцип развития самосознания индивида. Благодаря фе­номену рефлексии, согласно В.В. Знако­ву, человеку становится доступно объяс­нение «своих мыслей и чувств, мотивов поведения; умение обнаруживать смысл поступков; способность отвечать на при­чинные вопросы о своем характере, ми­ровоззрении, отношении к себе и другим людям, а также о том, как они понимают его» (Цит. по: Леонтьев, 2011, С.124).

А.В. Карпов выделяет разновидности рефлексии: «Рефлексия является такой синтетической психической реальностью, которая может выступать (и реально вы­ступает) и как психический процесс, и как психическое свойство, и как психическое состояние одновременно, но не сводится ни к одному из них». Рефлексия рассма­тривается им «как важнейшая регулятивная составляющая личности, позволяющая ей сознательно выстраивать свою жизнедея­тельность» (Карпов, 2003, С.48).

В работах С.Ю. Степанова и И.Н. Семе­нова феномен рефлексии представлен как механизм анализа субъектом содержания своего сознания, деятельности, общения. Ими выделены четыре типа рефлексии: коммуникативная, кооперативная, лич­ностная и интеллектуальная. Коммуникативная рефлексия является важной состав­ляющей продуктивного межличностного общения и способствует формированию адекватного представления о другом че­ловеке, а также собственного осознания того, как он воспринимается партнером по общению (Степанов, Семенов, 1982). Кооперативная рефлексия обеспечивает согласованную совместную деятельность. Личностная рефлексия дает возможность понять свой внутренний мир. Суть интел­лектуальной рефлексии заключается в пе­реосмыслении и соотнесении собствен­ных действий и предметной ситуации, а также преобразовании исходного обра­за объекта в более адекватный на основе новой информации о нем (Степанов, Се­менов, 1982).

Согласно Б.З. Вульфову, который впер­вые ввел понятие профессиональной рефлексии, оно означает соотношение себя, возможностей своего «Я» с тем, чего требует избранная профессия (Вульфов, 1997). А.В. Карпов дает описание профес­сиональной рефлексии с точки зрения современной психологии труда и про­фессионального развития, определяя ее как центральное профессионально важ­ное качество личности, от которого за­висит успешность овладения человеком профессией (Карпов, 2004). Е.А. Климов отмечает, что в английском языке есть четкое различие между понятиями «про­фессия» и «занятие», и развитие профес­сиональной рефлексии указывает на пе­реход субъекта от занятия (occupation) к профессии (profession), потому что профессия тесно соотносится с саморе­ализацией, а не только является источни­ком существования. Профессиональная рефлексия повышает социальный статус, оптимизирует состав профессионально­го сообщества (Климов, 2003). Продол­жение этой мысли находим в работах В.П. Казарян, Л.С. Московчука, М.В. Рома­новой. Они пишут, что профессиональ­ная рефлексия отражает профессию не как сумму необходимых операций, дей­ствий, качеств, а как целостную систе­му, и, чем больше человек осознает свою причастность к профессиональной сре­де, соотносит себя с требованиями из­бранной профессии, тем шире и полнее профессиональная рефлексия (Казарян, 2001; Московчук, 2012; Романова, 2012).

Краткий психологический словарь представляет профессиональную реф­лексию как осознание человеком своих профессиональных притязаний, форми­рующихся навыков и способностей, развивающихся в работе знаний и умений. Рефлексия профессиональная, наряду с другими ее типами – интеллектуальной и личностной, образует целостное пред­ставление личности о себе – своих каче­ствах, физических и интеллектуальных перспективах, значимых социальных ро­лях и функциях, ценностных ориента­циях и целях, профессиональных спо­собностях (Краткий психологический словарь, 1999).

Описывая рефлексивный опыт дея­тельности тренера в спорте, А.В. Вощинин подчеркивает, что при этом «происходит осмысление и переосмысление средств, способов и личностных оснований про­фессиональной деятельности, происхо­дит формирование эффективной рефлек­сивной позиции тренера» и, как следствие, рефлексивный опыт способствует по­строению эффективного взаимодействия в процессе решения профессиональных задач (Вощинин, 2012, С.72).

В ряде исследований зарубежных специалистов по спортивной тренер­ской деятельности изучается потенци­ально значительное влияние рефлексии на деятельность тренера. Они оценивают рефлексию как эффективный способ его профессионального развития, поло­жительно влияющий на развитие тре­нерских знаний (Irwin, Hanton, Kerwin, 2004), на понимание им соотноше­ния между теорией и практикой спорта (Douglas, Carless, 2008), на решение про­блем неопределенностей в спортивной практике и задач, связанных с обучени­ем спортсменов (Jones, Wallace, 2005). Мы считаем последние работы имеющими особое значение для нашего исследова­ния, поскольку они выполнены в спор­тивной сфере, и именно в них находится подтверждение интересующей нас связи профессиональной эффективности тре­нера с их рефлексивностью.

В выше приведенных проанализиро­ванных источниках трудно найти еди­ную, интегральную систему взглядов на профессиональную рефлексию и ее об­щепринятое универсальное определение. Обобщая представленные дефиниции данного понятия, мы попытались вывес­ти общее определение, на которое могли бы опираться в нашем исследовании. Мы считаем, что профессиональная рефлек­сия – это трехэтапный процесс, направ­ленный, во-первых, на анализ собствен­ной деятельности с учетом поставленных целей, своих способностей, потребностей и требований профессиональной сре­ды, во-вторых, на оценку качества и объ­ема выполненной работы, и, в-третьих, на поиск новых, более эффективных моде­лей поведения (деятельности). Отметим, что данное определение не претендует на универсальность и выделяет лишь определенные грани феномена профессиональ­ной рефлексии, соответствующие контек­сту и цели настоящего исследования.

Исследование

Целью нашего исследования являлось выявление взаимосвязи профессиональ­ной рефлексии и успешности спортив­ного тренера. В соответствии с этой це­лью решались следующие задачи:

  1. Теоретический анализ опубликован­ной литературы по теме исследова­ния.

  2. Изучение и уточнение конструк­тов «профессиональная успешность» и «профессиональная рефлексия».

  3. Анализ критериев, применяемых для оценки профессиональной успешно­сти тренеров, и обоснование выбора результирующего критерия.

  4. Определение уровня профессиональ­ной рефлексии у тренеров.

  5. Установление взаимосвязи между про­фессиональной успешностью и про­фессиональной рефлексией у трене­ров.

В качестве гипотез были выдвину­ты следующие. Основная – для профес­сионально успешных тренеров разных спортивных специализаций характерен высокий уровень профессиональной рефлексии. Дополнительная – професси­ональная успешность тренеров связана с проявлением у них экстернального ло­куса контроля.

В состав выборки вошли 25 професси­ональных спортивных тренеров в возра­сте от 24 до 83 лет и со стажем професси­ональной тренерской деятельности от 3 до 52 лет, из них 18 мужчин и 7 женщин.

В исследовании использованы следу­ющие методики:

  1. Беседа, в процессе которой респон­дентам задавались вопросы: «Какого тренера, по вашему мнению, можно назвать успешным?», «Как вы считае­те, каковы критерии успешности тренера?», «Каков максимальный уровень достижения у ваших воспитанников?»

  2. «Психометрическая методика диагно­стики индивидуальной меры выражен­ности свойства рефлексивности А.В. Карпова». Данная методика представ­ляет собой опросник, предназначен­ный для измерения степени развития рефлексивности в рамках специальностей типа «человек-человек». Автор указывает, что «рефлексивность может быть рассмотрена как количественно измеримый аргумент при поиске и вы­явлении новых функциональных зависимостей и связей. Например, воз­никает возможность для выявления закономерных связей между рефлек­сивностью и результативными параметрами деятельности» (Карпов, 2003, С.49). Таким образом, следуя логике рассуждений автора о том, что уро­вень рефлексивности личности зада­ет диапазон выраженности професси­ональной рефлексии в деятельности, мы считаем возможным использова­ние данной методики для определения уровня профессиональной рефлексии спортивного тренера.

  3. Методика «Уровень субъективного контроля» (Дж. Роттер, в адаптации Е.Ф. Бажина, Е.А. Голынкиной, Л.М. Эткинда, 1984). Методика позволяет измерить локус контроля в различных сферах жизнедеятельности. В данной методи­ке наибольшую важность для нас пред­ставляла шкала общей интернально­сти (Ио). Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над значимы­ми ситуациями (интернальный контроль: большинство жизненных до­стижений – это результат собственных действий). Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля (экстерналь­ный контроль: большинство событий жизни является результатом случая или действия других людей). В нашей работе эта информация важна для про­верки дополнительной гипотезы о вза­имосвязи успешности тренера с уров­нем его субъективного контроля.

Процедура исследования. По предвари­тельной договоренности с каждым из ре­спондентов состоялась встреча, во время которой проводилась беседа и заполне­ние методик. Анализ бесед выявил едино­душие респондентов в том, что показате­лем успешности тренеров разных видов спорта является, прежде всего, результа­тивность спортсмена, что тождественно одному из основных критериев успешно­сти, выделенных в изученной литературе. На основании полученной информации выявлено 4 уровня достижений спортсме­нов – подопечных наших респондентов:

  1. победители Первенства Москвы;

  2. победители Первенства России;

  3. победители Чемпионата Европы;

  4. победители Чемпионата мира.

Тренеры – участники нашего исследо­вания являются представителями шести видов спорта: спортивная гимнастика (72%), бокс (4%), шахматы (4%), греко- римская борьба (8%), фехтование (8%), стрельба из лука (4%). По уровню дости­жений их учеников: 1 уровень составил 36% от общей выборки, 2 уровень – 44%, 3 уровень – 4%, 4 уровень –16%.

Для анализа данных использовалась статистическая программа SPSS-21, про­веден корреляционный анализ основных параметров.

Описание и обсуждение полученных результатов

Для проверки основной гипотезы о взаимосвязи профессиональной рефлек­сии и успешности деятельности рассчи­тан коэффициент корреляции r-Спирме­на между рядами чисел, описывающими уровни профессиональной рефлексии и успешности деятельности респондентов. В результате получен коэффициент кор­реляции r=0,64 (р=0,01), что указывает на умеренную положительную и значимую степень взаимосвязи исследуемых переменных. Результаты отражены в таблице 1.

Табл. 1. Результаты корреляционного анализа успешности деятельности, профессиональной рефлексии и уровня субъективного контроля тренеров

Коэффициент корреляции Спирмена (R)

 

 

Успешность тренеров

Индивидуальная мера вы­раженности рефлексии

Уровень субъективного контроля (Ио)

Успешность тренеров

Коэф. корреляции

1,000

0,643**

-0,547*

Знач. (двухсторонняя)

.

0,01

0,05

N

25

25

25

Индивидуальная мера выраженности рефлексии

Коэф. корреляции

0,643**

1,000

-0,178

Знач. (двухсторонняя)

0,01

.

0,398

N

25

25

25

Уровень субъектив­ного контроля (Ио)

Коэф. корреляции

-0,547*

-0,178

1,000

Знач. (двухсторонняя)

0,05

0,398

.

N

25

25

25

** Корреляция значима на уровне 0,01(двухсторонняя)

*Корреляция значима на уровне 0,05(двухсторонняя)

Положительная корреляция уровня успешности и меры выраженности реф­лексии тренера может означать, что ре­гулярное и критическое осмысление тренером результатов собственных дей­ствий в соотношении с требованиями профессиональной среды, анализ своих и чужих ошибок, индивидуальных и кол­лективных причин побед и поражений приводит к новому и более глубокому пониманию складывающихся ситуаций, обнаружению новых путей решения за­дач и улучшению качества работы. Таким образом тренер познает свои возможно­сти, сильные и слабые стороны, развива­ется как профессионал.

Несмотря на то, что основная гипо­теза о взаимосвязи двух исследуемых параметров подтвердилась, стоит отме­тить такой важный содержательный мо­мент, вытекающий из установленной тесной взаимосвязи: нельзя однозначно утверждать, что высокий уровень выраженности рефлексии всегда определяет соответствующий высокий уровень профессиональной успешности специали­ста. В связи с этим возникают вопросы, касающиеся возраста, профессиональ­ного стажа и других индивидуальных свойств успешных тренеров, особенно­стей процесса осознания ими собствен­ных действий и опыта при принятии и реализации решений.

Согласно таблице 1, также наблюдает­ся умеренная отрицательная корреляция между успешностью тренера и общей интернальностью при среднем уровне значимости, что можно интерпретиро­вать следующим образом. Чем профес­сионально успешнее тренер, тем силь­нее у него проявления внешнего локуса контроля, и тем чаще он склонен счи­тать, что значимые события (спортив­ные достижения) – это результат не толь­ко собственных усилий, но и действий других людей, прежде всего, спортсме­нов. Это подтверждает дополнительную гипотезу нашего исследования. Вероят­но, такие выводы могут быть связаны со стремлением тренеров к сотрудничест­ву, разделению Знаков ответственности, чувствами сопричастности и доверия к подопечным. Следовательно, эти выво­ды имеют непосредственное отношение к индивидуально-личностным характе­ристикам и стилю руководства тренеров, что может быть темой дальнейших ис­следований по данной проблеме.

По итогам этой части исследования можно предполагать также следующее. Осознание того, что победа или пораже­ние – это результат совместных усилий тренера и спортсменов, приводит к тому, что тренеры с внешним локусом контр­оля (осознанно или нет) транслируют своим спортсменам мысль о том, что они сами, прежде всего, ответственны за свои результаты. При этом такие тренеры, де­легируя обязательства за процесс подго­товки и выступления на соревнованиях ученикам, усиливают их вовлеченность в достижение результата. В этом случае тренерам можно приписывать демокра­тичный стиль управления. У таких руко­водителей ученики готовы брать на себя ответственность, больше полагаться на себя, и, в итоге, могут быть более резуль­тативны. Очевидно, более детальное объ­яснение данного феномена требует дополнительных исследований.

Результаты этой части исследования согласуются и с выводами К. April и его коллег относительно выявленной связи объективного карьерного успеха с экс­тернальным локусом контроля у управленцев.

Мы также изучали взаимосвязи меж­ду профессиональной успешностью и уровнем субъективного контроля у тре­нера по другим шкалам интернальности (в области достижения, межличностных и производственных отношений). Одна­ко значимых связей не выявлено.

Заключение

Рефлексивность является одним из важных факторов успешности професси­ональной деятельности тренеров. Резуль­таты нашего исследования подтверждают существование значимой положитель­ной взаимосвязи между данными фено­менами. Часто встречающееся в психологических исследованиях положение о прямой значимой связи успешности дея­тельности и интернальности личности в нашей работе не нашло подтверждения. В качестве приоритетных направлений будущих исследований по проблемати­ке данной работы можно выделить из­учение взаимосвязи профессиональной рефлексии с типом руководства и лич­ностными качествами тренеров, иссле­дование способов повышения уровня профессиональной рефлексии и разра­ботку специальных тренингов для реше­ния этой задачи.

Работа выполнена в рамках проекта РГНФ №15-06-10294

Литература:

Аверина М.Н., Воронин А.В. Структура общепрофессиональных умений педагога: рефлексивный компонент // Ярославский педагогический вестник – 2013. –№ 2. – Т. II. – С. 113–119.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Санкт-Петербург : Питер, 2001.

Ангеловская С.К. Психолого-педагогические основы рефлексивного управления самообразованием учащихся // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование, здравоохранение, физическая культура». – 2006. – Вып. 7. – Т. 2. – № 3 (58). – С. 43–46.

Бажин Е.Ф., Голынкина Е.А., Эткинд А.М. Метод исследования уровня субъективного контроля // Психологический журнал. – 1984. – Т. 5. – № 3. – С. 152–162.

Бодров В.А. Психология профессиональной деятельности // Психология XXI века : учебник для вузов / под ред. В.Н. Дружинина. – Москва : ПЕР СЭ, 2003. – С. 801–844.

Вощинин А.В. Метод рефлексивной референции (означения) актуального опыта деятельности тренера // Спортивный психолог. – 2012. – № 2. – С. 67–72.

Вульфов Б.З. Рефлексия: учить, управляя // Мир образования. – Москва, 1997. – С. 63–65.

Гущина E.H. Психолого-акмеологические условия и факторы эффективности профессиональной деятельности психолога внутренних дел : дис. … докт. психол. наук. – Москва, 2007.

Дружилов С.А. Профессионализм как реализация ресурса индивидуального развития человека // Ползуновский вестник. – 2004. – № 3. – С. 200–208.

Елизаров А.Н., Болдинова М.Н. Социальные и психологические критерии успешности деятельности как проблема позитивной психологии // Вестник Московского государственного гуманитарного университета им. М.А. Шолохова. Серия «Педагогика и психология». – 2013. – № 3. – С. 95–106.

Железняк Ю.Д., Кашкаров В.А., Кравцевич И.П. Педагогическое физкультурно-спортивное совершенствование. – Москва : Академия, 2005.

Жуков Ю.М., Журавлев A.B., Павлова E.H. Технологии командообразования: учеб. пособие для студентов ВУЗов. – Москва: Аспект Пресс, 2008.

Знаков В.В. Самопонимание субъекта как когнитивная и экзистенциальная проблема // Психологический журнал. – 2005. – Т. 26. – № 1. – С. 18–28.

Ивашкин А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя : автореферат. дис. … докт. психол. наук. – Ставрополь, 2007.

Казарян В.П. Современные проблемы управления и рефлексивные процессы // Рефлексивные процессы и управление / под ред. А.В. Бушлинского и В.Е. Лепского. – Москва : Институт психологии РАН, 2001.

Карпов А.В. Психология труда. – Москва : ВЛАДОС-Пресс, 2004.

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. – 2003. – № 5. – С. 45–47.

Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд) : учеб. пособие. – Москва : Флинта, 2003.

Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. – Москва : Академия, 2004.

Конюхова Е.Т. Установки личности в профессиональной деятельности. – Новокузнецк, 2007.

Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – Ростов на Дону : Феникс, 1999.

Леонтьев Д.А. Личностный потенциал человека: структура и диагностика. – Москва : Смысл, 2011.

Леонтьев Д.А., Аверина А.Ж. Рефлексивность как составляющая личностного потенциала // Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д.А. Леонтьева. – Москва : Смысл, 2011. – С. 360–381.

Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. – Санкт-Петербург : Лань, 2005.

Московчук Л.С. Профессиональная рефлексия в библиотечном деле: теоретико-методологический анализ // Библиосфера. – 2012. – № 2. – С. 75–81.

Неруш Т.Г. К вопросу о профессиональной рефлексии психолога // Психология и экономика. – 2006. – № 5. – С. 83–89.

Николаев А.Н. Успешность деятельности тренера // Теория и практика физической культуры. – 2003. – № 12. – С. 29–33.

Параносич В., Лазаревич Л. Психодинамика спортивной группы (советы тренеру) / пер. с серб. В.М. Полиевктова. – Москва : Физкультура и спорт, 1977.

Романова М.В. Проблема профессионального становления студентов педагогов-психологов // Известия Самарского научного центра РАН. – 2012. – Т. 14. – № 2. – С. 157–160.

Степанов С.Ю., Семенов И.Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. – № 3. – С. 31–40.

Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. – Москва, 1961.

April, K., Dharani, B. & Peters, B. (2011) Leader Career Success & Locus of Control Expectancy. Academy of Taiwan Business Management Review. vol. 7, 3, 28–40.

Bain, J. D., Ballantyne, R., Packer, J., & Mills, C. (1999). Using journal writing to enhance student teachers’ reflectivity during field experience placements. Teachers & Teaching. 5, 51. doi: 10.1080/1354060990050104

Douglas, K., & Carless, D. (2008). Using stories in coach education. International Journal of Sports Science and Coaching. 3(1), 33–49. doi: 10.1260/174795408784089342

Frost, J.L. (2012). Characteristics Contributing to the Success of a Sports Coach. United States Sports Academy. American’s Sports University. 15.

Irvin, G., Hanton, S., & Kerwin, D (2004). Reflective practice and the origins of elite coaching knowledge. Reflective practice. 5, 426–442.

Jones, R., & Wallace, M. (2005). Another bad day at the training ground: Coping with ambiguity in the coaching context. Sport, Education & Society. 10, 119–134. doi: 10.1080/1357332052000308792

Lee-Kelley, L. (2006). Locus of control and attitudes to working in virtual teams. International Journal of Project Management. 24, 234–243. doi: 10.1016/j.ijproman.2006.01.003

Для цитирования статьи:

Сагова З.А., Каптурова В.М. Профессиональная рефлексия как фактор успешности тренера в спорте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 2(26). – С. 26-34.

Sagova Z.A., Kapturova V.M. (2017). Professional reflection as the factor of success of a sports coach. National Psychological Journal. 2, 26-34.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер