ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 91-96.

Автор(ы): Коновалова А. М.; Захарова Е. И.;

Аннотация

В статье рассматриваются особенности родительского воспитания в подростковом возрасте и их взаимосвязь со становлением уважения к родителям. Уважение к родителям рассматривается как важный компонент детско-родительских отношений, показана актуальность его изучения. Описаны некоторые концепции уважения и предложено авторское выделение двух значений уважения к родителям. Актуальность исследования взаимосвязи уважения родителей детьми с особенностями семейного воспитания определяется недостаточным количеством эмпирических исследований в этой области и имеющимся практическим запросом. Обосновывается выбор для исследования данной проблематики именно подросткового возраста. Представлены результаты эмпирического исследования (N=347) 218 подростков в возрасте от 12 до 17 лет и 129 их родителей. Исследование проведено с использованием авторского опросника «Уважение к родителям», методики ADOR («Подростки о родителях»), сочинения «Мои родители» и методики «Анализ семейных взаимоотношений». Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20.

Описаны результаты данного исследования. Показаны значимые связи между особенностями родительского воспитания и уважением/неуважением подростков к родителям. Делаются выводы о том, что большинство подростков испытывают чувство уважения к свои родителям, а также проявляют в их отношении уважительное поведение. При этом особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувства уважения к родителям, чем на становление предписанного уважительного поведения. Перечислены конкретные характеристики родительского воспитания, влияющие на формирование чувства уважения к родителям и уважительное поведение по отношению к ним.

Страницы: 91-96
Поступила: 17.01.2017
Принята к публикации: 04.02.2017
DOI: 10.11621/npj.2017.0111

Разделы журнала: Возрастная психология;

Ключевые слова: уважение; уважение к родителям; детско-родительские отношения; воспитание; подростки;

PDF: /pdf/npj-no25-2017/npj_no25_2017_091-096.pdf

Доступно в on-line версии с 30.03.2017

В статье представлены результаты эмпирического исследования ус­ловий становления у подростков чувства уважения к родителям. Обраще­ние к такой характеристике детско-родительских отношений, как уважение обусловлено спецификой отношения к родителям взрослеющего ребенка. Если основой этих отношений для маленького ребенка служит характер эмоциональной связи с родителем, его привязанность к ним, в которых родитель выступает источником любви, то в подростковом возрасте ребенок открывает для себя ро­дителя уже как личность, обладающую целым рядом индивидуально-психоло­гических особенностей, участника ши­рокого круга внесемейных социальных отношений. Это открытие побуждает подростка отнестись к родителю не толь­ко как к близкому взрослому, но и как к «социальному» взрослому, более полно и объективно оценить его достоинства. В отношении к родителям появляется но­вый аспект – уважение. Опираясь на те­оретические представления о специфике подросткового возраста, можно с уверен­ностью сказать, что возможность появ­ления нового аспекта детско-родитель­ских отношений обусловлена развитием самосознания подростка, формировани­ем у него собственной системы ценно­стей, происходящей в процессе сравне­ния себя с другими, в попытках отделить себя от других, а иногда и противопоста­вить им себя. R.J. Havighurst указывает на то, что важнейшей задачей подростково­го и юношеского возраста, наряду с автономизацией и эмоциональной диф­ференциацей от родителей, становится перестройка детско-родительских отно­шений на основе взаимного уважения и равноправия (Havighurst, 1974).

Понятие «уважение» широко использу­ется в различных научных отраслях: фи­лософии, этике, педагогике, психологии. В психологической науке эта категория применяется при эмпирических исследо­ваниях в области детско-родительских от­ношений, психологии групп, психологии лидерства, психологии конфликтов. При­ходится констатировать, что понятия «ува­жение» и «уважение к родителям» часто используются без какого-либо описания и/или определения, а часто отождествляются с понятиями «любовь», «авторитет».

Чаще всего уважение рассматривается как отношение между двумя людьми. Carl Сranor (Cranor, 1975), понимая уважение как оценочное отношение, предлагает рассматривать его как комплекс отноше­ний между четырьмя элементами:

  1. человек, который уважает (субъект уважения);

  2. объект уважения (то, что/кого уважа­ют);

  3. характеристики, на основе которых объект уважают (основа для уважения);

  4. оценочное отношение, в результате которого объект уважают.

В то же время, можно встретить бо­лее дифференцированные определения. В работе Stephen Darwall приводится дру­гое представление об уважении (Darwall, 1977). Автор выделяет два его вида:

  1. Recognition respect – уважение как принятие. Объектом такого уважения может быть любой феномен, который принимают во внимание, учитывают, с которым считаются. Например, ува­жение к законам, всем людям, чувст­вам, природе, уважение к социальным ролям. Это уважение сродни мораль­ному обязательству. Данный вид ува­жения требует соответствующего сти­ля поведения. Испытывать recognition respect означает рассматривать объект уважения как требующий ограничений с точки зрения того, что морально до­пустимо, а что – нет.

  2. Appraisal respect – оценочное уваже­ние. Объект такого уважения – кон­кретный человек. Условием такого ува­жения является позитивная оценка черт личности, особенностей характе­ра, достоинств. Содержанием данного вида уважения является не изменение поведения, а само отношение. Оценоч­ное уважение является чувством.

Stephen Darwall указывает на то, что, говоря об уважении, люди чаще всего по­дразумевают второй тип – чувство уваже­ния, оценочное уважение (Darwall, 1977).

Наше эмпирическое исследование также позволяет говорить о двух зна­чениях в которых используется катего­рия уважение к родителям (Коновалова, 2017):

  1. Чувство уважения, базирующееся на наличии у родителя ценных качеств и свойств. Формируется в результате оценивания ребенком своего родите­ля как достойного уважения. Кредо: «Уважаю, так как есть за что».

  2. Предписанное уважительное поведе­ние, базирующееся на принятии факта социальной заданности такого пове­дения. Источником такого отношения становятся закрепленные в культуре нормы межличностных отношений, в частности, представление о том, что уважение к родителям (старшим) яв­ляется долгом детей (младших). Кре­до: «Уважаю, так как обязан».

Целью нашего исследования стало из­учение условий становления как уважи­тельного поведения в отношении к роди­телям, так и чувства уважения к ним.

В поиске возможных условий форми­рования уважения к родителям мы обра­тились к особенностям родительского воспитания. Именно в результате воспи­тания человек обретает черты характера и качества личности, ценности и уста­новки, моральные принципы и нравственные нормы, осваивает образцы по­ведения, систему отношений к природе, обществу, труду, другим людям и к само­му себе. Еще Дж. Локк писал: «Кто желает, чтобы его сын относился с уважением к нему и к его предписаниям, тот дол­жен сам относиться с большим уважени­ем к своему сыну» (Локк, 1988, С. 442). Эти слова не только содержат призыв к воспитанию на собственном приме­ре, но и подчеркивают важности стиля общения и взаимодействия с ребенком. Влияние семейного воспитание на раз­витие современных детей и подростков привлекает внимание многих современ­ных исследователей (Молчанов, 2014; Поскребышева, Карабанова, 2014; Заха­рова, 2014; Дзукаева, Садовникова, 2014; Капустин, 2015; Реан, 2015).

Гипотезой нашего исследования ста­ло предположение о том, что условием формирования уважения подростка к родителям является стиль родительско­го воспитания.

Актуальность данного исследования определяется как недостаточным коли­чеством эмпирических исследований уважения к родителям, так и имеющим­ся практическим запросом. В последние годы все больше родителей обращаются к возрастным психологам с жалобами на недостаточное уважение к ним подрост­ков, с вопросами о причинах и путях гармонизации данной ситуации.

Ход исследования

В исследовании приняло участие 347 человек (218 подростков и 129 их роди­телей):

Группу подростков составили 103 (47%) мальчика и 115 девочек (53%) в возрасте от 12 до 17 лет. Средний воз­раст – 14 лет.

Группа родителей состояла из 37 отцов (39%) и 92 матерей (71%) в возрасте от 33 до 59 лет. Средний возраст – 40 лет.

Исследование было проведено в г. Мо­сква на базе ГБОУ лицей №1571. Опрос подростков осуществлялся в классах и занимал 45 минут. Опрос родителей подростков осуществлялся в специально отведенное время после родительских собраний (с разрешения администра­ции учебного заведения). Исследование проводилось анонимно, на доброволь­ной основе.

Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:

  1. Анализ характера уважения подрост­ков к родителям.

  2. Анализ особенностей отношения к подростку и стиля родительского воспитания в восприятии подростка.

  3. Анализ особенностей стиля воспита­ния с точки зрения родителей.

  4. Анализ связи характера уважения под­ростков к родителям со стилем роди­тельского воспитания.

Для реализации поставленных це­лей на подростковой выборке были ис­пользованы методики: авторский опрос­ник «Уважение к родителям», методика ADOR – «Подростки о родителях» (Вассерман, Горьковская, Ромицына, 2004), сочинение «Мои родители», а на выбор­ке родителей – методика «Анализ семей­ных взаимоотношений» (Эйдемиллер, Юстицкис, 1999).

Обработка результатов исследования проводилась с помощью пакета IBM SPSS Statistics version 20.

Авторский опросник «Уважение к ро­дителям» включает 4 шкалы, на которые в целом приходится 25 вопросов в виде высказываний, 20 из них предлагается оценить отдельно в отношении матери и отца (4-х балльная система оценивания). Таким образом, на выборке в 218 под­ростков было получено 411 наблюдений (часть подростков не имела второго роди­теля). В рамках данной части исследова­ния анализируются результаты двух шкал:

  1. «Чувство уважения». Шкала состоит из 10 вопросов, направленных на выяс­нение того, есть ли у подростка уваже­ние к своему родителю, базирующееся на наличии у последнего ценных ка­честв и свойств. Эта шкала подразуме­вает континуум от «Я не уважаю свое­го родителя, так как уважать его не за что» до «Моего родителя есть за что уважать, поэтому я его и уважаю».

  2. «Предписанное уважительное пове­дение». Шкала состоит из 5 вопро­сов, направленных на выяснение того, проявляет ли подросток уважительное поведение в отношении родителя по причине предписанности такого по­ведения в данной культуре.

Подросток может отвечать, что не проявляет требуемого уважительного поведения, но это не исключает возмож­ности наличия у него истинного чувства уважения. И наоборот – отсутствие чувства уважения не говорит об отсутствии уважительного поведения, предписан­ного культурой.

Результаты исследования

Уважение к родителям изучалось с помощью двух шкал опросника «Ува­жение к родителям», заполняемыми под­ростками из выборки. При ответе на все вопросы респонденты использовали полный диапазон ответов. Наименьший разброс ответов получен при оценке вы­сказываний «Я не уважаю своего родите­ля и взрослых, вообще», «Мой родитель не заслуживает уважения» и «Взрослых уважать не за что» – большинство ре­спондентов не соглашаются с данными утверждениями. Наибольший разброс ответов был получен при оценке вы­сказываний «Я хотел(а) бы, чтобы моя жизнь сложилась также хорошо, как и у моего родителя», «Я уважаю своего родителя из-за того, что это долг детей», «Я уважаю своего родителя, так как нель­зя этого не делать».

Распределение результатов по шка­лам «Чувство уважения» и «Предпи­санное уважительное поведение» ста­тистически достоверно не отличается от нормального (статистики критерия Колмогорова-Смирнова 0,140 и 0,134, p = 0,000). Распределения результатов по шкалам уважения характеризуют­ся левосторонней асимметрией, то есть большая часть респондентов имеет высокий балл по шкалам уважения к ро­дителям, особенно это касается шкалы «Чувство уважения».

Представление подростков о том, как к ним относятся родители, исследовалось с помощью методики ADOR/«Подростки о родителях», которую они заполнили. Описательные статистики по шкалам представлены в таблице 1.

Таблица 1. Описательные статистики методики ADOR / «Подростки о родителях»

Название шкалы

N

Среднее

Стд. отклонение

Позитивный интерес

396

2,79

1,063

Директивность

396

2,60

1,090

Враждебность

396

2,92

1,021

Автономность

396

2,91

1,048

Непоследовательность

396

3,13

0,832

Фактор близости

396

2,93

1,021

Фактор критики

396

2,77

1,036

Стандартные значения ниже трех баллов считаются низкими, выше трех баллов – высокими, три балла – среднее значение. В целом результаты по всем шкалам, кроме шкалы непоследовательности родителя, оказались чуть ниже среднего значения.

Анализ связи оценки подростками особенностей родительского воспита­ния (результаты методики ADOR) с ува­жением к ним проводился с помощью корреляционного анализа (коэффици­ент корреляции Спирмена). Было выяв­лено, что позитивный интерес (р = 0,313 и р = 0,186, уровень значимости 0,000), близкие отношения (р = 0,351 и р = 0,192, уровень значимости 0,000) и отсутствие враждебности (р = –0291, уровень значимости 0,000 и р = –0,122, уровень значимости 0,016) у родителя значимо связаны как с чувством уважения у под­ростков, так и с предписанным уважи­тельным поведением. К любящим, добро­желательным, не враждебным родителям подростки испытывают большее уваже­ние и сильнее проявляют уважительное поведение в их отношении. Кроме того, отсутствие непоследовательности в ро­дительском воспитании также связано с более значительным чувством уваже­ния по отношению к такому родителю (p = –0,102, уровень значимости 0,043). Выделенные связи сильнее проявляются в отношении чувства уважения, нежели предписанного уважительного поведения.

Также нами был проведен контент- анализ сочинений «Мои родители». В частности были выделены следую­щие характеристики детско-родитель­ских отношений: удовлетворенность родительским участием, понимание ро­дителями ребенка, доверительность от­ношений, количество проводимого с родителем времени, достоинства роди­теля. Оценить по данным категориям уда­лось не все сочинения, но результаты тех, в которых поднимались эти темы, хорошо согласуются с полученными ранее результатами. Так, например, степень ро­дительского участия в жизни подростка положительно коррелирует с позитив­ным интересом к ребенку и фактором близости, но отрицательно коррелирует с враждебностью и непоследовательно­стью родителя.

С использованием результатов кон­тент-анализа сочинений «Мои родители» мы провели однофакторный дисперси­онный анализ чувства уважения и пред­писанного уважительного поведения. Были выявлены значимые связи между родительским участием (как соотноше­нием контроля, поддержки, удовлетво­рения потребностей материальных и со­циальных, санкций) и чувством уважения (F = 4,956, уровень значимости 0,002). В среднем подростки испытывают бо­лее сильное чувство уважения по отно­шению к тем родителям, которые про­являют высокий уровень родительского участия. Упоминание подростками дос­тоинств родителя значимо связано как с чувством уважения (F = 10,504, уровень значимости 0,000), так и с предписанным уважительным поведением по отноше­нию к ним (F = 4,814, уровень значимо­сти 0,009) – подростки, которые упоми­нали различные достоинства родителей, сильнее уважают их и в большей мере проявляют уважительное поведение по отношению к ним.

Далее была проведена кропотливая работа по сопоставлению результатов опроса подростков и их родителей, в ре­зультате чего стало возможным проана­лизировать не только представления подростков о родительском воспитании, но и позицию самих родителей. Для анализа связей особенностей семейного воспита­ния, измеренных на полюсе родителей (методика АСВ), с уважением подростка­ми родителей нами использовалась про­цедура корреляционного анализа (кор­реляция Спирмена). Было выявлено, что чувство уважения к родителям связано со следующими шкалами методики «Ана­лиз семейных взаимоотношений»: Г+ «Ги­перпротекция» (р = –0,237, уровень значимости 0,039), У+ «Потворствование» (р = –0,293, уровень значимости 0,010), Т- «Недостаточность требований-обзан­ностей ребенка» (р = –0,328, уровень значимости 0,004), С- «Минимальность санкций» (р = –0,234, уровень значимо­сти 0,042), ФУ «Фобия утраты ребенка» (р = –0,297, уровень значимости 0,009), НРЧ «Неразвитость родительских чувств» (р = –0,226, уровень значимости 0,050). Все полученные связи обратные, то есть родители, которые проявляют гиперпро­текцию, предъявляют недостаточное ко­личество требований к детям, практиче­ски не вводят санкций, обладают фобией утраты ребенка и отличаются неразви­тостью родительских чувств, вызывают у подростков меньшее чувство уважения.

Предписанное уважительное поведе­ние значимо не связано ни с одной из шкал методики «Анализ семейных взаи­моотношений».

Обсуждение результатов

Проведенное эмпирическое исследо­вание было направлено на выявление свя­зи характера родительского воспитания с уважительным отношением со стороны подростка. Собранный в ходе исследова­ния материал позволил увидеть достаточ­но позитивную картину. Уважение к родителям в исследуемой выборке оказалось достаточно частым явлением. Мы получи­ли свидетельства того, что подростки не только почтительно ведут себя по отноше­нию к родителям, но и испытывают к ним чувство уважения. Их поведение основы­вается не только на социальных требова­ниях, но и на личном отношении, являет­ся выражением глубоких эмоциональных связей с родителями.

В то же время, результаты исследова­ния показали, что подростки отличают­ся характером отношения к родителям (что послужило основанием говорить о высокой дифференцирующей способ­ности созданной методики). Данное об­стоятельство позволило проанализи­ровать то, с чем связано наличие или отсутствие уважения к родителям. Наше предположение о том, что в качестве важ­нейшего условия уважения подростками родителей может выступать стиль семейного воспитания, нашло свое подтвержде­ние. Нам удалось получить непротиворе­чивые свидетельства этому как от самих подростков, так и от их родителей. Важ­нейшим условием уважения родителей яв­ляется их включенность в жизнь ребенка, участие и поддержка. Полученные данные позволяют говорить о том, что подростки осознают и адекватно оценивают участие родителей в их жизни. Большую роль в выработке уважительного отношения к ро­дителям имеют и применяемые ими сред­ства воспитания, например, особенности санкций. Полученные данные согласуются с клиническими наблюдениями психоло­гической практики и могут служить над­ежным основанием гармонизации детско- родительских отношений.

Выводы

  1. Большинство подростков испытыва­ют чувство уважения к своим родите­лям, а также проявляют предписанное уважительное поведение по отноше­нию к ним.

  2. Особенности семейного воспитания сильнее влияют на становление чувст­ва уважения к родителям, чем на пред­писанное уважительное поведение.

  3. Позитивный интерес, близкие от­ношения с детьми и отсутствие вра­ждебности у родителя выступают в качестве условий становления чувст­ва уважения и предписанного уважительного поведения. Отсутствие не­последовательности в родительском воспитании и родительское участие (как соотношение контроля, поддер­жки, удовлетворения потребностей материальных и социальных, санк­ций) также способствуют возникнове­нию чувства уважения по отношению к родителям.

  4. Родители, которые проявляют гипер­протекцию, предъявляют недостаточ­ное количество требований к детям, практически не вводят санкций, обла­дают фобией утраты ребенка и отличаются неразвитостью родительских чувств, вызывают у подростков мень­шее чувство уважения.

Предписанное уважительное поведе­ние значимо не связано ни с одним из изученных параметров семейных взаи­моотношений.

Литература:

Вассерман Л.И. Горьковая И.А. Ромицына Е.Е. Родители глазами подростка: психологическая диагностика в медико-педагогической практике: учебное пособие. – Санкт-Петербург : Речь, 2004.

Вербицкий А.А. Воспитание (психологический аспект) // Психология развития : словарь / под ред. А.Л. Венгера. – Москва : ПЕР СЭ, 2006.

Дзукаева В.П., Садовникова Т.Ю. Роль матери и отца в развитии индивидуации юношей и девушек : кросс-культурный аспект // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 52–63. doi: 10.11621/npj.2014.0406

Захарова Е.И. Особенности детско-родительских отношений матерей с детьми подросткового в условиях позднего материнства [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. – 2014. – Т. 6. – № 4. : [сайт]. URL: http://psyedu.ru/journal/2014/4/Zakharova.phtml  (дата обращения: 01.12.2016).

Капустин С.А. Сбалансированный стиль родительского воспитания и его влияние на развитие личности детей // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 119–129. doi: 10.11621/npj.2015.0412

Коновалова А.М. Семантика понятий «уважение» и «уважение к родителям» у детей и взрослых [Электронный ресурс] // Психологические исследования. 2017. – Т. 10. – № 51. : [сайт]. URL:: http://psystudy.ru/index.php/num/2017v10n51/1383-konovalova51.html  (дата обращения: 22.02.2017).

Коновалова А.М. Семейное воспитание как источник развития чувства уважения подростков к родителям // Материалы Международного молодежного научного форума «Ломоносов-2010» / отв. ред. И.А. Алешковский, П.Н. Костылев, А.И. Андреев, А.В. Андриянов. [Электронный ресурс]. – Москва : МАКС Пресс, 2010. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM); 12 см.

Коновалова А.М., Захарова Е.И. Условия становления чувства уважения подростков к родителям // Психология и жизнь: психологические проблемы современной семьи : материалы II Междунар. науч. конф., г. Минск, 24–25 нояб. 2011 г. / редкол. Л.А. Пергаменщик (отв. ред.), О.А. Карабанова, С.С. Гончарова и др. – Минск : БГПУ, 2011. – С. 142–145.

Локк Дж. Сочинения. В 3 тт. Т. 3. – Москва : Мысль, 1988.

Маслоу А. Мотивация и личность. – Санкт-Петербург : Евразия, 1999.

Молчанов С.В. Условия и факторы решения моральных дилемм в подростковом возрасте // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 42–51. doi: 10.11621/npj.2014.0405

Поскребышева Н.Н., Карабанова О.А. Исследование личностной автономии подростка в контексте социальной ситуации развития // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 4(16). – С. 34–41. doi: 10.11621/npj.2014.0404

Реан А.А. Факторы риска девиантного поведения: семейный контекст // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 4(20). – С. 105–110. doi: 10.11621/npj.2015.0410

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – Санкт-Петербург, 1999.

Cranor C. Toward a theory of respect for persons // American philosophical quarterly. – 1975. – Vol. 12, N 4. – P. 309–319.

Darwall S. Two kinds of respect // Ethics. – 1977. – Vol. 88, N 1. – P. 36–49. doi:10.1086/292054

Frei J.R., Shaver P.R. Respect in close relationships: Prototype definition, self-report assessment, and initial correlates // Personal relationships. – 2002. – 9(2). – P. 121–139.

Havighurst R.J. Developmental tasks and education. Third edition. –N.Y. : David McKay Company, Inc., 1974. doi: 10.1111/1475-6811.00008

Langdon S.W. Conceptualizations of respect: Qualitative and quantitative evidence of four (five) themes // The journal of psychology. – 2007. – 141(5). – P. 469–484. doi: 10.3200/JRLP.141.5.469-484

Simon B., Stürmer S. In search of the active ingredient of respect: A closer look at the role of acceptance // European journal of social psychology. – 2005. – 35(6). – P. 809–818.

Для цитирования статьи:

Коновалова А.М., Захарова Е.И. Особенности родительского воспитания как условия становления уважения к родителям в подростковом возрасте. // Национальный психологический журнал. – 2017. – № 1(25). – С. 91-96.

Konovalova A.M., Zakharova E.I. (2017). Features of the parenting as obligatory conditions of developing respect for parents in adolescence. National Psychological Journal. 1, 91-96.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер