ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Караяни А.Г. «Психическая устойчивость: прочность или гибкость?»: рецензия на книгу «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих». // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 72-75.

Автор(ы): Караяни А. Г.;

Аннотация

Статья представляет собой рецензию на книгу, подготовленную известными специалистами по военно-психологическим проблемам из США, Великобритании и Канады. В рецензии отмечается главное достоинство данной работы – удачное сочетание теоретического анализа проблемы психологической устойчивости и практических рекомендаций по ее формированию у военнослужащих. Приводятся конкретные статистические данные, свидетельствующие о важности и актуальности рассматриваемой проблемы. Отмечается, что читатели этого издания не только получат полное представление о психологической устойчивости и ее проявлениях, но и почерпнут сведения о сложившейся на сегодняшний день системе технологий формирования данного качества у военнослужащих. В рецензии подчеркивается, что материалы книги представляют большой интерес для российских военных и гражданских психологов, призванных повысить психологическую устойчивость специалистов, действующих в экстремальной обстановке.

Страницы: 72-75
Поступила: 03.09.2016
Принята к публикации: 12.09.2016
DOI: 10.11621/npj.2016.0310

Разделы журнала: Военная психология;

PDF: /pdf/npj-no23-2016/npj_no23_2016_072-075.pdf

Доступно в on-line версии с 30.10.2016


Содержание книги «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих» является пре­красным примером международной коо­перации военных психологов в решении сложных военно-психологических про­блем. В ее подготовке приняли участие специалисты из США, Британии и Канады. Редакторами книги выступили известные психологи: Роберт Р. Синклер – ассоци­ированный профессор индустриальной и организационной психологии и Томас В. Бритт – профессор социальной и организационной психологии Клемсонского университета.

Отличительной чертой данной кни­ги является удачное сочетание теоре­тического анализа проблемы психоло­гической устойчивости и практических рекомендаций по ее формированию у военнослужащих.

Авторы убедительно показывают, что условия современной войны и военной службы предъявляют высокие требова­ния к психологическим качествам воен­нослужащих, оказывают мощное психо­логическое воздействие на участников боевых действий. Около 30% военнослужащих, принимавших участие в боевых событиях в Ираке и Афганистане, име­ли выраженные психологические про­блемы. В 2010 г. среди американцев этой категории был зафиксирован 281 под­твержденный случай самоубийства. Кро­ме этого, в Армии США было отмечено 413 суицидальных попыток. Между тем, лишь 14,3 % из числа суицидентов имели непосредственный боевой опыт. Война драматически влияет и на семьи военно­служащих. У жен участников боевых дей­ствий отмечается рост общего дистресса, тревоги, депрессии, по сравнению с фо­новыми показателями. У их детей на 11% возрастает риск оказаться пациентами си­стемы здравоохранения в связи с пробле­мами психического здоровья и поведения, на 18% – в связи с детскими поведенчески­ми проблемами и на 19% – в связи с дет­скими стрессовыми расстройствами. Все это обусловливает большое значение пси­хологической устойчивости участников боевых действий и членов их семей.

В книге всестороннему анализу под­вергаются существующие научные под­ходы к пониманию психологической устойчивости военнослужащих, связан­ные с целостными личностными характеристиками, отдельными личностными качествами, констелляциями различных личностных факторов, стилем поведе­ния и пр. В результате психологическая устойчивость анализируется в системе, заданной следующими координатами:

  1. требования событий;

  2. стресс и копинг;

  3. индивидуальные факторы;

  4. организационные факторы;

  5. результат.

Это дает возможность авторам рассма­тривать психологическую устойчивость как многомерный конструкт, включаю­щий множество характеристик, отража­ющий способность военнослужащего или группы восстанавливать свое состо­яние или адаптационный процесс, по­зволяющий снижать напряжение боевой обстановки и хронических стрессов. То есть, психологическая устойчивость – это не способность сохранять неизмен­ность своих кондиций, а способность «пружинить», «отскакивать», «приспоса­бливаться». Психологическая устойчи­вость солдата, по мнению авторов, про­является в наличии у него:

  • а) когнитивных ресурсов, позволяющих эффективно решать проблемы;

  • б) эмоциональных умений противосто­ять стрессу;

  • в) социальных и семейных ресурсов, ко­торые могут быть привлечены в нуж­ное время;

  • г) способности находить цель и смысл своей службы;

  • д) физической стойкости к продолжи­тельным трудностям.

Авторы подробно описывают сло­жившуюся на сегодняшний день систему технологий формирования психологи­ческой устойчивости военнослужащих, включающую:

  • Stress Management Training (тренинг управления стрессом, тренинг привив­ки стресса, медитации внимания и др.);

  • Preparatory Education – предваритель­ное обучение (программа формиро­вания боевого сознания «Battlemind», предоставление военнослужащим не­обходимой информации о психоло­гических явлениях боя);

  • Stress-Related Cognitive Appraisals – формирование эффективных копинг-стратегий;

  • Rolemodeling – использование пове­денческих образцов для подражания, опыта бывалых воинов;

  • Exposure/Mission Rehearsal Exercises – тренировка военнослужащих в вы­полнении задач в обстановке, при­ближенной к боевой, в том числе с использованием технологии виртуальной реальности;

  • Exposureto Internal Stimuli – трениров­ка аппарата стрессового реагирования.

В боевой обстановке поддержанию психологической устойчивости воен­нослужащих способствуют командиры и специалисты по психическому здоровью, которые находятся в следующих пропорциях по отношению к военно­служащим: в Британии – 1:2500–4000, в США – 1:700, в Канаде – 1:500-600. В процесс сохранения психологической устойчивости включается психологиче­ский актив – специально подготовлен­ные военнослужащие. В Британской ар­мии, например, действует Trauma Risk Management program– программа ис­пользования немедицинского персона­ла (актива) в интересах психологиче­ской поддержки сослуживцев.

По завершении боевых действий участники включаются в Third-Location Decompression Program – программу «де­компрессии», то есть, программу посте­пенного (от 36 часов в британской армии до 5 суток в канадской) психологическо­го возвращения участников боевых дейст­вий в мирные условия жизнедеятельности. 95% ветеранов считают эту программу не­обходимой и эффективной.

В рецензируемой книге интересно представлена действующая ныне в США программа формирования всесторон­ней готовности солдата – Comprehensive Soldier Fitness (CSF). На стратегическом уровне эта программа отвечает на во­прос: «Как сделать программу психологической подготовки воинов вооруженных сил такой же важной, как их физическую подготовку?». На оперативном уровне она показывает, как командирам тренировать своих подчиненных в частях и подразде­лениях. На тактическом уровне она наце­лена на обучение солдат способам прео­доления трудностей.

В книге подробно описываются четы­ре компонента CSF:

  1. Global Assessment Tool (GAT) – про­грамма оценки всесторонней готов­ности военнослужащего (опросник, насчитывающий 105 вопросов), позво­ляющая спланировать дальнейшее его развитие;

  2. Сomprehensive Resilience Modules – 24 различных онлайн-модуля, составля­ющих ядро психологической подго­товки военнослужащего, соответству­ющих уровню исходной готовности, занимаемой должности и опыты;

  3. Master Resilience Trainer Course (MRTs) – 10-дневный курс подготовки сержантов как ведущих тренинг;

  4. Institutional Training – элементы тренинга, встроенные во все виды про­фессиональной подготовки и повыше­ния квалификации военнослужащего.

Реализация этой мощной програм­мы психологической подготовки долж­на, по мнению авторов книги, изменить мировосприятие, стиль мышления и по­ведения военнослужащих на основе позитивного мировоззрения.

Положения рецензируемой книги представляют большой интерес для рос­сийских военных и гражданских психо­логов, призванных повысить психоло­гическую устойчивость специалистов, действующих в экстремальной обста­новке. В определенной степени положе­ния из рецензируемой книги созвучны тем, что излагаются в нашей военно- психологической литературе, однако имеется немало новых, оригинальных, достойных пристального внимания идей.

Литература:

Алехин И.А., Караяни А.Г., Гожиков В.Я. Инновационные ресурсы формирования компетенций курсантов военных вузов: психолого- дидактический контекст // Мир образования – образование в мире. – 2015. – № 3. – С. 179–188.

Караяни А.Г. Превентивно-адаптивные» технологии в психологической подготовке военнослужащих // Юридическая психология. – 2015. – № 3. – С. 11–15.

Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство: новая реальность // Безопасность Евразии. – 2015. – № 1(49). – С. 241–243.

Караяни А.Г. Психологическая модель служебной деятельности как инструмент создания системы ее психологического обеспечения // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. – 2013. – Т. 6. – С. 92–98.

Караяни А.Г. Психологическая работа в боевой обстановке: практическое пособие. – Самара, 1997.

Караяни А.Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей сухопутных войск в локальных военных конфликтах: монография. – Москва: ВУ, 1998.

Караяни А.Г. Страх на войне: деструктивный фактор или психологический ресурс // Российский психологический журнал. – 2015. Т. 12. – № 1. – С. 100–114.

Караяни А.Г. Теоретические основы психологического обеспечения служебной деятельности // Юридическая психология. – 2013. –№ 3. – С. 22–26.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Военная психология в годы первой мировой войны // Психологический журнал. – 2016. – Т. 37. – № 2. – С. 122–135.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Военно-психологическое образование: между прошлым и будущим // Военный академический журнал. – 2014. – № 1. – С. 53–62.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М. Психологические последствия войны и социально-психологическая реадаптация участников боевых действий // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия Психология. – 2014. – Т. 7. – С. 59–66.

Караяни А.Г., Караяни Ю.М., Зинченко Ю.П. Американская военная психология как область специальной практики // Национальный психологический журнал. – 2014. – № 1. – С. 65–73. doi: 10.11621/npj.2014.0107

Караяни А.Г., Корчемный П.А., Марченков В.И. Психологическая подготовка боевых действий войск: учебное пособие. – Москва: ВУ, 2011.

Караяни, А.Г., Корчемный, П.А. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: учебное пособие. – Москва: ВУ, 2010.

Караяни, А.Г., Сыромятников, И.В. Военная психология: учебник для специалистов психологической работы Вооруженных сил Российской Федерации. – Москва: ВУ, 2016.

Королева И.Н., Караяни А.Г., Закревский Ю.Н. Влияние психологической групповой сплоченности у моряков-подводников на выполнение задач в повседневной учебно-боевой деятельности // Армия и общество. – 2015. – Т. 4. – № 47. – С. 16–19

Building Psychological Resilience in Military Personnel: theory and practice / edited by Robert R. Sinclair and Thomas W. Britt. – Washington, 2013.

Karayani, A.G. (2015) The Power of Weakness: Review of the book by Mark Neville and Jamie Hacker Hughes «Battle Against Stigma». Psychology in Russia: State of the Art. Vol. 8, 3, 157-160. doi: 10.11621/pir.2015.0312

Для цитирования статьи:

Караяни А.Г. «Психическая устойчивость: прочность или гибкость?»: рецензия на книгу «Формирование психологической устойчивости у военнослужащих». // Национальный психологический журнал. – 2016. – № 3(23). – С. 72-75.

Karayani A. G. (2016). “Mental Resilience: strength and flexibility?»: review of the book «Developing psychological stability in military men». National Psychological Journal. 3, 72-75.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер