ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

А.В. Морозов. Психологические проблемы российского спорта (навстречу XXXI Летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 81-90.

Автор(ы): Морозов Александр Владимирович;

Аннотация

В статье рассматриваются психологические проблемы российского спорта, в целом: как внутренние, так и внешние, как объективные, так и субъективные. Анализируются мнения наиболее авторитетных специалистов в области спорта. Речь идет о роли и значении психологии в современном спорте и, в первую очередь, в процессе подготовки спортсменов высшей квалификации к наиболее ответственным соревнованиям, каковыми являются Олимпийские Игры, а также о том, чем принципиально отличается психологическая подготовка российских спортсменов от системы психологической подготовки их зарубежных коллег. Приводится сравнительный анализ результатов выступлений сборных России на летних Олимпийских и Паралимпийских Играх за последние 20 лет: в 1996, 2000, 2004, 2008 и 2012 гг. Дается оценка выступлений сильнейших команд нашей Планеты на последних Летних Олимпиадах. Строятся вероятностные прогнозы их выступления на Летней Олимпиаде в Бразилии с учетом разгоревшегося допингового скандала во Всероссийской федерации легкой атлетики, связанного с обвинениями российских легкоатлетов в массовом применении допинга и последовавшими за этим мерами: громкими отставками ряда спортивных чиновников и тренеров, принятием МОК решения о дисквалификации двух российских спортсменок-легкоатлеток и лишении их медалей Лондонской Олимпиады-2012, приостановлением членства ВФЛА в IAAF. Все это поставило под вопрос возможность участия сборной России по легкой атлетике в ближайших Олимпийских играх. В статье обозначены актуальные проблемные вопросы, неотложное решение которых в свете подготовки к XXXI Летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро 2016 года может и должно способствовать кардинальному изменению психологической, духовной, моральной атмосферы не только каждого, отдельно взятого спортсмена, но и всего отечественного спорта, в целом.

Страницы: 81-90
Поступила: 15.10.2015
Принята к публикации: 30.10.2015
DOI: 10.11621/npj.2015.0309

Разделы журнала: Психология спорта;

Ключевые слова: психологическая подготовка; командный дух; психическая напряженность; психологический настрой; психический статус; психотип спортсмена; психологическая разгрузка;

PDF: /pdf/npj-no19-2015/npj_no19_2015_081-090.pdf

Доступно в on-line версии с 15.11.2015

Стремительно приближающиеся Летние Олимпийские Игры в Рио-де-Жанейро станут для российских олимпийцев семнадцатой по счету Летней Олимпиадой, в которой они будут бороть­ся за олимпийские медали. А для наших паралимпийцев грядущая Паралимпиада в Бразилии будет шестой по счету.

Анализ результатов выступлений олимпийской и паралимпийской сбор­ных нашей страны на последних пяти летних Олимпиадах, проводившихся, соответственно, в Атланте (США), Сид­нее (Австралия), Афинах (Греция), Пе­кине (Китай) и Лондоне (Великобрита­ния) наводит на размышления.

Обе сборные из одной страны, спор­тсмены фактически – люди одного по­коления, живущие в различных регио­нах нашей необъятной Родины, в одном и том же временном пространстве, зачастую в одних и тех же городах и на­селенных пунктах. Казалось бы, все их проблемы должны носить одинако­вый характер, но, это не так. Если по­смотреть на цифры, проанализировать результаты выступлений становится понятным, что дела у двух сборных об­стоят совсем по-разному.

Дебют российских паралимпийцев в 1996 году в Атланте выглядел более чем скромно: 16-е место, 17 медалей (из них 9 золотых, 7 серебряных, 1 бронзовая). Справедливости ради стоит отметить, что у наших визави к этому времени был уже достаточно богатый опыт аналогич­ных выступлений.

На следующих Паралимпийских Иг­рах в Сиднее наши соотечественники, хотя не заняли призового места и до­вольствовались лишь 14-м общекоман­дным результатом, но поднялись на две ступеньки вверх по сравнению с преды­дущим выступлением. Кроме того, более чем вдвое увеличилось количество завоеванных наград: 35 против 17 (из них 12 золотых, 11 серебряных, 12 бронзовых).

Паралимпийские Игры в Афинах ока­зались удачнее предыдущих и позволили нашим спортсменам подняться еще на три ступеньки вверх – они заняли 11-е место. Увеличилось и общее количество наград – 41, и количество медалей выс­шей пробы – 16, было получено также 8 серебряных и 17 бронзовыхмедалей. Динамика выступлений наших паралим­пийцев уже в 2004 году позволила с уве­ренностью прогнозировать, что на сле­дующих Играх мы непременно войдем в «десятку» сильнейших команд Планеты.

В Пекине наши паралимпийцы су­мели подняться еще на три ступеньки вверх и занять 8-е место, завоевав при этом более чем в 1,5 раза больше меда­лей, по сравнению с предыдущими Иг­рами: 63 против 41 (из них 18 золотых, 23 серебряных, 22 бронзовых).

Этот успех позволил надеяться на то, что уже на следующих Играх в Лондоне спортсмены смогут побороться, если не за призовое место, то уж точно – за ме­сто в первой «пятерке».

И результат превзошел все ожидания! В том, что Китай, уверенно лидирующий в Играх с 2004 года, обойти будет сложно, никто не сомневался, понятно было, что не обогнать и паралимпийцев Великобри­тании, это традиционно сильная коман­да, не опускавшаяся ниже 2-го места с Игр 2000 года в Сиднее (тем более, что в этот раз Игры проводились в Лондоне, а, как говорится, «дома и стены помогают»). Од­нако, несмотря на то, что по общему ко­личеству медалей британские спортсме­ны действительно были вторыми после китайцев (120 против 231), а наши паралимпийцы в общекомандном зачете заво­евали лишь 102 медали (хотя и улучшив более чем в 1,5 раза свой предыдущий ре­зультат в Пекине), по количеству медалей высшей пробы мы сумели обойти хозя­ев Игр (36 против 34). И таким образом, вышли на общее 2-е место в общекомандном зачете (36 золотых, 38 серебряных, 28 бронзовых медалей). Надо отметить, что по количеству «золота» наши спор­тсмены улучшили свой результат, показан­ный на предыдущих Играх, ровно в 2 раза (36 против 18).

Сегодня можно с уверенностью пред­положить, что именно между командами Китая, России и Великобритании развер­нется основная борьба за призовые ме­ста на Паралимпиаде в Рио-де-Жанейро. Составить более или менее достойную конкуренцию России и Великобритании в борьбе за призовые места могут попы­таться спортсмены США, Австралии и Ук­раины, и, конечно, не стоит «сбрасывать со счетов» достаточно сильную коман­ду Бразилии, которая будет принимать Игры в роли «хозяйки», а значит, априори иметь определенный «бонус».

Но, если с командой российских па­ралимпийцев более или менее все по­нятно и ясно, то с нашими олимпийца­ми дела обстоят совершенно иначе.

Паралимпийская сборная нашей стра­ны за последние 20 лет «выросла» на гла­зах во всех отношениях и сегодня реаль­но претендует на одно из ведущих мест в Паралимпийском движении Планеты. Олимпийская же сборная России за эти 20 лет «плавно и неуклонно деградирует», сдавая позиции одну за одной.

На Олимпиаде 1996 года в Атланте, как и на Играх 2000 года в Сиднее мы ста­бильно удерживали 2-е место, уступая лишь команде США, а на Олимпиаде 2004 года в Афинах, кроме США, пропустили вперед и Китай, опустившись на 3-е ме­сто. Уже в 2004 году было понятно, что лучшим результатом, на который смогут претендовать российские олимпийцы на следующих Играх 2008 года в Пекине, бу­дет «бронза». Так оно и произошло, и эти Игры потребовали от всех наших спортсменов колоссального психического на­пряжения – им пришлось очень сильно постараться, чтобы в последние дни бук­вально «вырвать» 3-е место у команды Ве­ликобритании.

Страна, принимающая следующие Игры 2012 года, тогда уже была извест­на – Великобритания, поэтому заранее было понятно, что в такой ситуации, учи­тывая при этом сложившуюся в российском спорте психологическую обстанов­ку, никакие, даже самые «титанические» усилия наших спортсменов не дадут нам возможность войти в тройку призеров. Лидерство Китая было безоговорочным, у команды США мы ни разу не выиграли после Барселоны-1992 года (и отставание по золотым медалям от американцев прогрессировало с каждой последующей Олимпиадой), а команда Великобрита­нии, уже в Пекине показавшая, на что она способна, являлась еще и «хозяйкой» гря­дущих Игр. Было бы весьма странно, если бы она не сделала все возможное, чтобы занять как можно более достойное место в итоговой турнирной таблице «домаш­них» Олимпийских Игр.

И в так называемой «золотомедальной отдаче», начиная с Игр 2000 года в Сид­нее, наши олимпийцы, в отличие от пара­лимпийцев, не прибавляли, а сбавляли: 32 золотых медали в 2000 году, 28 золотых медалей в 2004 году, 23 золотых медали в 2008 году.

При таком «прогрессе» еще удивитель­но, что мы смогли повторить в 2012 году результат 2008 года и выиграть в Лондоне 23 золотых медали. Правда, удержаться в «призовой тройке» эти медали нам уже не помогли.

Анализ результатов выступлений рос­сийских спортсменов на Летних Олим­пийских Играх 1996-2012 гг. позволяет подвести итоги развития спорта в мире за прошедшее время, выявить социальные изменения в этой области челове­ческих отношений, а также наметить перспективы, основные задачи и направ­ления в методологии подготовки спор­тсменов высшей квалификации.

Изменения экономических отноше­ний в индустрии спорта высших дости­жений, которые характеризуются уско­ренным развитием профессионального спорта, его сближение с олимпийским движением, увеличением доходов спор­тсменов и спортивных организаций в результате коммерциализации спорта, при­вели к пересмотру некоторых тенденций в развитии олимпийского спорта, а так­же общей стратегии подготовки спортив­ных команд сильнейших стран мира.

Результаты выступлений наших спор­тсменов-олимпийцев на последних Лет­них Олимпийских Играх, в отличие, например, от выступлений наших же паралимпийцев, весьма скромны. И это при том, что на подготовку олимпийцев выделяется несравнимо больше финан­совых средств по сравнению с затрата­ми на подготовку паралимпийцев.

У паралимпийской сборной команды России нет планов и заданий ни по за­воеванию общекомандного места, ни по числу завоеванных медалей. Таких пла­нов не было ни на одних прошедших, ни летних, ни зимних Паралимпийских иг­рах. Жизнь показала, что такой подход оказался правильным. По отношению к инвалидам подобные планы были бы просто не этичными (Царик, 2020).

Вывод вполне очевиден: проблема кроется не в «материальном стимуле» и не в материальной составляющей, а, ско­рее – в духовной. У российских пара­лимпийцев сила духа, психологический настрой несравнимо выше, чем у олим­пийских спортсменов, что и позволяет им добиваться выдающихся результатов.

Размышляя над этим, я вспомнил ле­гендарного венгерского спортсмена, двукратного олимпийского чемпиона Кароя Такача. Каждый олимпийский чемпион в любом виде спорта достоин самого глубокого уважения, но среди них есть те, чья победа на Играх – по­двиг в прямом смысле слова. И не по­тому, что он был сильнее или быстрее, а потому, что он смог продемонстриро­вать такую силу воли, такую волю к по­беде, что даже если бы проиграл, все равно стал бы героем Игр. В 1938 году 28-летнему члену сборной Венгрии по стрельбе из пистолета, сержанту К. Така­чу при взрыве гранаты оторвало правую руку. Выписавшись из госпиталя, он стал учиться стрелять левой рукой. На следу­ющий год Карой Такач стал чемпионом Венгрии в стрельбе из автоматического пистолета и снова был включен в сбор­ную страны. Если бы в 1940-м и 1944-м годах проводились Олимпийские игры, он бы принял в них участие. В 1948 году ему было уже 38 лет, но он попал в сбор­ную и поехал на Олимпийские игры в Лондон. Перед началом соревнований по стрельбе из скорострельного писто­лета к нему подошел чемпион и рекор­дсмен мира, претендент на олимпий­ское золото аргентинец Карлос Энрикес Валиенте и спросил, что Такач делает здесь. Тот ответил: «Я приехал учиться». К. Такач стал олимпийским чемпионом, а К. Валиенте получил серебро. Во вре­мя церемонии награждения Валиенте сказал Такачу: «Ты уже всему научился!». И через четыре года в Хельсинки венгр снова стал олимпийским чемпионом. Та­кова была сила духа этого человека! (По­ликанин, 2007).

Парадоксальной, на первый взгляд, является ситуация, когда одна россий­ская сборная – паралимпийская от од­них Игр к другим наращивает свой по­тенциал и, как результат, эффективность своих выступлений, а другая сборная – олимпийская снижает свой потенциал (и это при возрастающих расходах на ее содержание и подготовку).

На наш взгляд причин здесь несколь­ко. Назовем основные:

  1. Отсутствие слаженной работы на феде­ральном уровне (Министерство спор­та РФ, Олимпийский комитет России, спортивные федерации работают не как единая команда с нацеленностью на конечный результат, а заняты выясне­нием отношений: кто главный и т.д.);

  2. Безответственный непрофессиональ­ный подход к подготовке и участию в Играх, как отдельных спортсменов, так и тренеров, а также ряда других лиц, обязанных заниматься обеспече­нием выступления спортсменов;

  3. Отсутствие в составе национальных сборных команд России штатных пси­хологов, а также недостаток понимания и осознания важности и необходимо­сти психологической работы (что при­водит к слабой и неэффективной пси­хологической подготовке спортсмена или полному отсутствию таковой);

  4. Избалованность материальными бла­гами (как следствие – смещение ак­цента с воспитания силы духа и воли к победе на привитие стремления к меркантильным узкоэгоистическим ценностям и интересам);

  5. Отсутствие специальной программы гражданско-патриотического воспи­тания спортсменов (как следствие – нарушения спортивного режима, ис­пользование запрещенных средств и методов, переход в команду другой страны);

  6. Подмена индивидуальной работы с ка­ждым спортсменом – членом Олимпий­ской сборной и с национальной коман­дой по каждому виду, направленной на создание установки на достойное выступление, на достижение в честной борьбе наилучшего результата, на то, чтобы как можно чаще поднимался флаг и звучал гимн России, запланированной «чинов­никами от спорта» задачей по «взятию» определенного количества медалей раз­ной пробы тем или иным спортсменом или командой. Следствием последне­го является сильнейший психологиче­ский прессинг на спортсмена, команду и тренера, с которым справляются, как показывает практика, далеко не все, тем более, при отсутствии необходимой пси­хологической подготовки, о чем уже го­ворилось выше.

Чтобы не быть голословным, приведу лишь некоторые оценки специалистов.

Особенность современной ситуации в спорте заключается в том, что физиче­ская, техническая и тактическая подго­товленность сильнейших спортсменов находится примерно на одном уровне. Поэтому исход спортивных соревнова­ний определяется в значительной степе­ни психологическими факторами (Аха­тов, 2008).

Чем выше класс спортсмена, уровень его спортивной готовности (физической, технической, тактической), тем важнее становится психологический блок под­готовки, потому что на уровне равных, очень высоких возможностей побеждает тот, у которого психологический потен­циал выше, кто психически более устой­чив, более вынослив (Тиунова, 2012).

Вячеслав Фетисов, бывший в период проведения Летних Олимпийских Игр в Пекине главой Федерального агентства по физической культуре и спорту, в ин­тервью корреспонденту «РБК-Спорт», ком­ментируя то, что происходило со сборной России во всех видах спорта в первую неделю Игр-2008, называет это провалом и говорит, что причины этого «… в основ­ном лежат в области психологии. Слиш­ком большое давление оказывается нын­че на спортсменов. Много помпезности. Чиновники накануне Олимпиады только и делали, что раздавали громкие заявления. Но делали это не в интересах дела, а ради саморекламы. Да и разговоры о призовых спокойствия ребятам не добав­ляли. Это в теннисе сто тысяч евро – не Бог весть, какая сумма. А шестнадцатилет­ним гимнасткам такие деньги не снились. Конечно, для них – это дополнительный моральный груз… » (Фетисов, 2008).

Необходимо отметить, что отечест­венные тренеры достаточно хорошо ос­воили все виды подготовки, за исклю­чением психологической. Отсутствие у них соответствующих знаний и игнорирование их значения приводят к психологическим ошибкам и срывам спортсменов, особенно в процессе от­ветственных соревнований (Григорьянц, 2010).

Пораженческую установку спортив­ных чиновников наши атлеты на Олим­пиаде-2008 реализовали сполна. По «зо­лотомедальной отдаче» Игры в Пекине оказались для России худшими в исто­рии. Среди причин полученного в Пеки­не медального недобора главной оста­ется – психологическая (!) (Туленков, 2008).

Здесь хочется вспомнить слова из пе­сни «Олимпийцы»:

Сила духа наших олимпийцев –

Вот залог победы над собой:

Недостаточно одних амбиций –

Важно им уметь владеть собой!

(Морозов, 2014 [1] )

«На Олимпиаде нужно все внимание уделить финалу…, только тогда можно вы­играть! И здесь, по моему глубокому убе­ждению, очень важна работа психологов. Психологический настрой – это поло­вина победы. У китайцев этот вопрос ре­шен – со спортсменами постоянно рабо­тают психологи. Американцы тоже ввели в команду психолога. Нашим тренерам нужно подумать над этим. Обязательно! … могу повторить, что все зависит от подго­товки, в том числе и психологической …, надеюсь, что за оставшееся время кое-что изменится… в лучшую сторону …» (Полика­нин, 2007, С. 44). Эти слова принадлежат чемпиону мира, многократному рекор­дсмену мира и страны, заслуженному тре­неру СССР и РСФСР, бывшему президенту Стрелкового союза России Евгению По­ликанину – человеку, всю свою жизнь по­святившему служению спорту во имя при­умножения славы и чести родной страны. Наверное, им нужно не просто доверять, к ним необходимо прислушаться. У та­кого человека, имеющего за плечами бо­гатейший жизненный и спортивный ба­гаж, есть все основания утверждать, что на одной технике, с применением пусть даже самых высококлассных разработок и технологий последнего поколения се­годня уже «далеко не уедешь», необходим особый настрой, особая психологическая атмосфера. И здесь – огромное поле дея­тельности для профессиональных психо­логов, причем не только спортивных.

О необходимости включения «пси­хологической составляющей» в график подготовки российских спортсменов в последнее время говорят все чаще и все настойчивее. Так, побывавший в Пекине накануне Олимпийских игр-2008 в каче­стве руководителя российской делегации вице-президент Олимпийского комите­та России (ОКР), олимпийский чемпион Владимир Васин в своем небольшом ин­тервью восемь раз употребляет слово «психология», рассказывая о психологическом настрое спортсменов, о вероятном психологическом давлении на них, о выработке у них психологической устойчи­вости, о необходимости психологической разгрузки и т.д. При этом он делает нед­вусмысленный вывод о том, что «в спорте важен не только материальный стимул, но и психология» (Васин, 2007, С. 48).

Все эти выводы и соображения, конеч­но же, не могут не радовать и не вселять оптимизм в сердца психологов-практи­ков – истинных патриотов своей страны, тех, кому небезразличны результаты выступлений наших соотечественников на различных спортивных форумах и кто готов принять непосредственное участие в процессе подготовки наших спортсменов. Но зачастую к этому процессу допускаются отнюдь не лучшие специалисты, и в этом еще одна проблема российского спорта. Эта проблема – из разряда так на­зываемых кадровых, она очевидна, лежит «на поверхности» и вполне решаема без каких-либо титанических усилий.

Интегральная подготовка квалифи­цированных спортсменов в настоящее время представляет собой сложный многолетний и многоэтапный про­цесс спортивного совершенствования. В этом процессе необходимо учиты­вать и общие закономерности адапта­ции спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, и частные специфику формирования спортивного мастерства в зависимости от структуры и динамики физических и психических качеств, морфофункционального и пси­хического статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей. В то же время становит­ся ясно, что система подготовки квалифицированных спортсменов к сорев­нованиям во многом исчерпывает свои возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организ­ма к нагрузкам. Все более очевидно, что только при тренировочной нагруз­ке, адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной системы и совершенствуются механизмы обеспечения эффективной спортивной деятельности в экстремаль­ных условиях, которые, по существу, сопровождают любое крупное соревнова­ние (Родионов, 2006).

В этом отношении спорт специфичен тем, что без выраженной психической напряженности, без стресса невозможна полноценная адаптация к нагрузкам, как невозможен и высокий уровень трениро­ванности спортсмена. Такие условия дея­тельности всегда провоцируют сильный дистресс, к которому в процессе трени­ровочной и особенно соревновательной деятельности необходимо адаптировать­ся. К состоянию дистресса близко при­мыкает состояние тревоги – последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций, актуализирую­щихся в результате воздействия различ­ных форм cтресса (Гримак, 1966).

Состояние тревоги развивается по схеме: стресс – восприятие угрозы – со­стояние тревоги. Поскольку возрастание состояния тревоги переживается спор­тсменом как неприятное, болезненное, постольку когнитивные и поведенче­ские реакции, включенные в это состо­яние, несут функцию минимизации возникающего дискомфорта. Возникший процесс тревоги сопровождается про­цессом переоценки стрессовых усло­вий, эта переоценка способствует вы­бору соответствующих перекрывающих механизмов, облегчающих пережива­ние стресса, а также активации некото­рых механизмов избегания, выводящих спортсмена из ситуации, вызывающей тревогу (Морозов, 2011).

В связи с этим возникает пробле­ма изучения психических состояний в спорте и, особенно, состояния готовно­сти к спортивной деятельности. Пред­варительно формируется установка, обусловленная ожиданием наиболее ве­роятного исхода соревнований. Нередко установка формируется на неосознавае­мом уровне, однако, чем сложнее по сво­ей структуре предстоящая деятельность, тем больше в формирующейся установ­ке преобладают осознаваемые, волевые компоненты. Установка как целостная модификация субъекта фокусируется в каждый конкретный момент времени в зависимости от его индивидуальных особенностей и, по существу, определя­ет не только расположенность к началу действия, но и содержание всей деятель­ности (Clauss, 1981).

Формирование готовности к деятель­ности должно быть направлено на реше­ние следующих частных задач:

  1. ориентацию на те социальные ценно­сти, которые являются ведущими для спортсмена (например, стремление к значимой победе и признанию об­щества);

  2. формирование психических «вну­тренних опор» (уверенность в спо­собности добиться успеха, надежда на высокий уровень собственного ма­стерства или даже на благоприятное стечение обстоятельств – везение);

  3. преодоление психических барьеров, различных фобий, особенно тех, ко­торые возникают в борьбе с конкрет­ными обстоятельствами, с конкретны­ми соперниками;

  4. психологическое моделирование ус­ловий предстоящей борьбы;

  5. создание программы управления про­цессами релаксации и мобилизации (Родионов, 2006)

Состояние готовности к экстремаль­ной спортивной деятельности связано не только с необходимыми изменениями функциональных систем организма, но и с соответствующей интенсивностью ди­намических физиологических и психиче­ских процессов. Подготовка к деятельнос­ти может осуществляться при небольшой затрате энергии или, напротив, при боль­шой затрате сил, в состоянии сильного возбуждения. Эти различия в интенсив­ности могут оцениваться с чисто субъ­ективной точки зрения – тогда говорят о степени поглощенности подготовкой к деятельности или с объективной точки зрения – тогда необходимо определить уровень нервного и соматического фун­кционирования, лежащего в основе состо­яния готовности.

Здесь возникает понятие активации, которое обозначает одновременно и бы­строе повышение активности централь­ной нервной системы, и вызванную им интенсификацию периферических про­цессов. По мнению R.B. Malmo, понятие «активация» должно употребляться толь­ко в случае самого факта повышения активности центральной нервной систе­мы перед выполнением определенной деятельности (Malmo, 1959). Не вызыва­ет сомнений тот факт, что перед нача­лом спортивной деятельности, тем более, протекающей в экстремальном режиме, у спортсмена включаются произволь­но или даже непроизвольно, механизмы активации психических и физиологиче­ских функций, непосредственно влияю­щих на эффективность выполнения та­кой деятельности.

Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельнос­ти требует дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий. Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают возможности, с од­ной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а с другой – заблаговременно подготавливать адек­ватные реакции на возникновение тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.

В «Науке о спорте…», подчеркивает­ся, что основная практическая пробле­ма современного спорта – психологиче­ская подготовка спортсмена. При этом психологической подготовкой спор­тсмена называется организованный, управляемый процесс реализации его потенциальных психических возмож­ностей в объективных результатах, адек­ватных этим возможностям. Речь идет о результатах, адекватных возможностям спортсмена или команды, потому, что психологическая подготовка, являясь составной частью общей системы спор­тивной тренировки, зависит от других ее форм: физической, технической, так­тической (Наука о спорте …, 2011).

И это, отнюдь, не новация в отече­ственном спорте. Еще в 1966 году врач Л. Гримак опубликовал свою работу «Психологическая подготовка парашю­тиста» (Гримак, 1966).

Более 40 лет назад один из основате­лей отечественной психологии спорта П.А. Рудик написал учебник «Психоло­гия» для физкультурных вузов. В нем он, в частности, указывает, что даже очень хорошо физически, технически и так­тически подготовленный спортсмен не может одержать победу в соревнова­нии (к которой он потенциально впол­не подготовлен), если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические функции и психологиче­ские черты личности. Все эти публика­ции свидетельствуют о необходимости психологической подготовки спортсме­на (Рудик, 1974).

Что же на самом деле представля­ет собой «психологическая подготовка спортсмена»? Является ли она вполне определенным процессом воздействия или системой различных воздействий на спортсмена?

По мнению одних авторов, психоло­гическая подготовка является, прежде всего, воспитательным процессом, на­правленным на развитие личности пу­тем формирования соответствующей системы отношений. Она дает возмож­ность преобразовать психическое со­стояние, имеющее неустойчивый ха­рактер, в состояние с устойчивым характером, т.е. в свойство личности. При этом психологическая подготовка спортсмена к продолжительному тре­нировочному процессу осуществляется, во-первых, за счет непрерывного раз­вития и совершенствования мотивов спортивной тренировки и, во-вторых, с помощью создания благоприятного отношения к различным сторонам тре­нировочного процесса (Горбунов, 2014).

По мнению других авторов, психоло­гическая подготовка спортсмена – это система психологического, педагогиче­ского, методического и социального воз­действия на него с целью выработки не­обходимых для конкретного вида спорта психологических качеств и черт лично­сти. Весь комплекс воздействия направ­лен не только на достижение высокого спортивного результата, но и на форми­рование личности. Психологическая под­готовка спортсмена связана с сознатель­ной активностью человека, обращенной на целенаправленное управление своими двигательными действиями, с произволь­ной регуляцией своих эмоциональных состояний в условиях тренировки и со­ревнований (Григорьянц, 2010).

Система психологической подготовки спортсменов предусматривает выделение двух основных ее разновидностей:

  1. ранняя психологическая подготовка (начинается за 20-30 дней до старта соревнований);

  2. непосредственная психологическая подготовки в период пребывания спортсменов на месте соревнований.

Полномасштабная психологическая подготовка спортсмена обязательно включает все стороны и этапы подго­товки: планирование, отбор кандидатов, психодиагностику личности, форми­рование долговременной мотивации, постановку долгосрочных и краткос­рочных целей, моделирование условий соревнований, коррекцию эмоциональ­но-волевой сферы, обучение психиче­ской саморегуляции и идеомоторной тренировке, актуализацию психологи­ческой составляющей физической, тех­нической и тактической подготовки, формирование подсознательных уста­новок деятельности, психотерапию ин­стинктивных страхов и блоков, психоги­гиену и восстановление, формирование экзистенциального пространства само­реализации, психологический контроль состояния на всех этапах подготовки спортсмена, осознание результатов деятельности и ряд других специфических проблемных сторон (Сопов, 2010).

Структура психологической подго­товки спортсмена включает в себя сле­дующие основные компоненты:

  1. психологический паспорт избранно­го вида спорта как систему требова­ний к психике и личности спортсме­на, предъявляемых к занимающимся данным видом спорта;

  2. психологическую характеристику спортсмена;

  3. общую психологическую подготовку спортсмена, включающую нравствен­ную, волевую, эмоциональную и ин­теллектуальную формы воздействия на спортсмена;

  4. психологическую подготовку спор­тсмена в конкретной спортивной тре­нировке;

  5. предсоревновательную психологиче­скую подготовку, включающую меро­приятия, связанные с мобилизацией готовности спортсмена к предстояще­му соревнованию;

  6. предстартовую психологическую под­готовку, связанную с формированием психологического настроя спортсмена;

  7. непосредственно соревновательную психологическую подготовку спор­тсмена, связанную с развитием так­тического и оперативного мышления спортсмена;

  8. постсоревновательную психологи­ческую подготовку спортсмена, свя­занную с анализом успеха и неуспеха соревновательной деятельности (Са­венков, 2006).

По мнению профессора А.В. Родио­нова система психологического обес­печения психологической подготовки спортсменов – это комплекс специаль­ных мероприятий, направленных на оптимизацию подготовки спортсменов психофизиологическими, психологи­ческими, психолого-педагогическими и социально-психологическими средст­вами и методами. Система имеет три относительно самостоятельных основных раздела работы:

  1. Психологическая диагностика подго­товленности и готовности спортсменов к деятельности в экстремальных условиях соревнований. Она подра­зумевает проведение обследований спортсменов с помощью адаптиро­ванных к специфике спортивной де­ятельности психофизиологических, психологических и социально-психо­логических методик.

  2. 2Психологически обоснованная воспи­тательная работа в спортивном коллек­тиве. Она реализуется таким образом, чтобы все устремления спортсмена были направлены на самосовершенст­вование, самовоспитание, творческий выбор средств психической саморегу­ляции, которые позволяют в наиболь­шей степени реализовать его индивидуальные возможности.

  3. Собственно психологическая подготов­ка к эффективной деятельности в про­цессе соревнования (Родионов, 2008).

Мы рассмотрели теоретические по­ложения о психологической подготов­ке спортсменов, а как на сегодняшний день обстоят дела в Российском спорте на практике?

Для того, чтобы выяснить: имеют ли современные российские спортсме­ны высшей квалификации и их трене­ры понятие о роли, месте и значении для них той самой пресловутой психо­логической подготовки, И.А. Григорьян­цем было предпринято эмпирическое исследование сильнейших гимнастов и тренеров нашей страны. Общая выбор­ка испытуемых составила 81 человек. Их ответы на самые простые и незамысло­ватые вопросы дают повод всерьез за­думаться о психологических проблемах российского спорта и о том, с какими результатами мы планируем подойти к Летней Олимпиаде в Бразилии:

  1. Имеете ли вы понятие о психологиче­ской подготовке гимнастов? 

    «Да» – 35,5% гимнастов и столько же – гимнасток;

    «Нет» – 64,5% гимнастов и гимнасток.

  2. Работает ли с гимнастами психолог?

    «Нет и никогда не работал» – 96% гим­насток и 100% гимнастов (?!).

  3. Считаете ли Вы, что имеете, как тре­нер, понятие о психологической под­готовке?

    «Да» – 44,8% тренеров;

    «Нет» – 55,2% тренеров.

  4. Проводят ли тренеры индивидуаль­ные беседы по психологической под­готовке?

    «Да, в форме советов» – 30% гимна­сток и 19,3% гимнастов;

    «Нет» – 70% гимнасток; 80,7% гимна­стов и 72,5% – тренеров.

  5. Имеете ли вы понятие о методике психологической подготовки в тре­нировочном, предсоревновательном, соревновательном и постсоревнова­тельном периодах?

    «Да» – 14% гимнасток и 19,3% гимна­стов;

    «Нет» – 86% гимнасток и 80,7% гимна­стов.

  6. Какие психические состояния вы ис­пытываете перед соревнованиями?

Гимнастки: психической напряженно­сти – 54%, страха – 25,8%, стартовой ли­хорадки – 22%, тревоги – 10%, апатии – 6%, переутомления – 6%, боевой готовно­сти – 4%.

Гимнасты: тревоги – 40%, психиче­ской напряженности – 29%, страха – 25%, стартовой лихорадки – 22,5%, апа­тии – 6,4%, боевой готовности – 6,12%, переутомления – 3,2%.

Анализ системы психологического обеспечения психологической подго­товки спортсменов и тренеров, причин многих неудач членов сборных команд России в крупнейших соревнованиях, данные опроса гимнастов и их тренеров показали следующее.

  1. Основные причины неудач гимнастов в соревнованиях имеют психологиче­ский характер – 58,3%;

  2. В сборных командах страны и спор­тивных школах, где должна закла­дываться система психологического обеспечения психологической подго­товки спортсменов, не работают и ни­когда не работали психологи – 98%;

  3. Большая часть тренеров и гимнастов не имеют твердых знаний и понятий о системе психологического обеспе­чения психологической подготовки, ее структуре, методике подготовки в учебно-тренировочной и соревно­вательной деятельности.

  4. У большинства действующих трене­ров объема знаний для самостоятель­ного решения проблем психологиче­ской подготовки спортсменов явно недостаточно.

  5. Тренеры не обучают гимнастов даже элементарным методам психологиче­ской подготовки таким как: методика непосредственной подготовки к вы­полнению упражнений, диагностика и саморегуляция психических состо­яний и др. [4].

Спортсмен не только функциональ­но, но и психологически отличается от обычного человека. Современный спор­тсмен высшей квалификации – это че­ловек с особым мышлением, особым образом жизни. Его жизнь принципи­ально отличается от повседневной жиз­ни любого человека: постоянные разъе­зды, сборы, тренировки, соревнования. Он не может себе позволить многого из того, что может себе позволить про­стой человек. Такой экстремальный спо­соб существования требует специальной психологической поддержки.

Каждого спортсмена персональным психологом, конечно же, обеспечить не­возможно, но в команде психолог дол­жен быть обязательно, чтобы регулярно и своевременно проводить мониторинг ситуаций, суметь вовремя подключить­ся к нестандартной, возможно, экстре­мальной или критической для того или иного спортсмена, а, возможно, и тре­нера, ситуации. С сожалением прихо­дится констатировать, что на сегодняшний день ни системы психологического обеспечения психологической подго­товки спортсменов и тренеров, ни си­стемы психолого-педагогического сопровождения физической подготовки национальных сборных команд у нас в стране не существует.

Эпизодически в сборные приглаша­ют неких якобы психологов, причем, иногда это бывают люди даже без спе­циального образования. Спортсмены, когда встречаются с такими «специали­стами», не понимают: что происходит и зачем им такой «помощник» в подго­товке? На самом деле – это ни что иное, как дискредитация как психологии, в це­лом, так и квалифицированных специа­листов-психологов, в частности. До тех пор, пока в решении данной проблемы не появится государственная заинте­ресованность, системная работа в этом направлении не наладится, а, значит, и высокие спортивные результаты будут наличествовать лишь в планах чиновни­ков и на бумаге.

Теперь немного аналитики о наших наиболее вероятных соперниках на Лет­ней Олимпиаде в Рио-де-Жанейро.

Великобритания – одна из немно­гих стран мира, принимавших участие во всех, без исключения, Олимпийских Играх, проводившихся в разных уголках земного шара, начиная с самых первых Игр, состоявшихся в Афинах в 1896 г.

На протяжении трех десятков лет (с 1896 по 1924 гг.) эта страна уверен­но входила в шестерку самых сильных спортивных держав планеты. Вместе с тем, за всю свою спортивную историю лишь однажды – в 1908 г. Великобрита­нии удалось выиграть Летние Олимпий­ские Игры (что примечательно – прово­дились они в Лондоне) и еще трижды: в 1900, 1912 и 1920 гг. ей удавалось за­мкнуть тройку призеров.

В последующие восемь десятилетий (с 1928 по 2004 гг.) британские спор­тсмены ни разу не поднимались в об­щекомандном зачете выше 8 места. Это «достижение» произошло лишь дважды – в 1932 г. на Олимпиаде в Лос-Андже­лесе и в 1956 г. на Олимпиаде в Мельбур­не, на всех остальных Играх британские олимпийцы выглядели более чем скром­но, довольствуясь местами с 9-го по 18-е.

И вдруг – неожиданный прорыв на Олимпийских Играх 2008 г. в Пекине. Весь ход Игр показывал, что у британ­цев весьма высокие шансы на призовой подиум в общекомандном зачете и толь­ко самоотверженный «золотомедальный рывок» российских олимпийцев в завер­шающие дни Игр не позволил Великоб­ритании «вытеснить» Россию из трой­ки сильнейших Олимпийских команд на планете. В итоге – у Великобритании 4-е место и достаточно дерзкая заявка на призовое место в «домашней» Олимпиа­де 2012 года. Сомнений в том, что она его получит, у специалистов не возникало, что, собственно, и подтвердила Летняя Олимпиада в Лондоне. Причем, если отставание от Российской сборной образца 2008 года в Пекине составляло 4 золотых медали, то в Лондоне олимпийцы Вели­кобритании уверенно заняли 3-е место, опередив наших соотечественников уже на 6 наград высшей пробы.

Олимпийская сборная США за по­следние 20 лет лишь однажды – в 2008 году в Пекине не смогла подняться на высшую ступень пьедестала, уступив «пальму первенства» хозяевам – спор­тсменам Китая, но уже на следующих Иг­рах в Лондоне вернула себе звание силь­нейшей спортивной державы Планеты. И, конечно же, цель перед американски­ми олимпийцами в августе 2016 года бу­дет только одна – в очередной раз от­стоять это звание.

Представителей спортивной элиты Китая трудно назвать иначе как самой прогрессирующей на Планете Олим­пийской сборной за последние два де­сятилетия. Китай шел к своей заветной цели плавно, не торопясь, от Игр к Иг­рам наращивая, в первую очередь, свой спортивный дух и потенциал.

Если в 1996 году в Атланте сборная Китая довольствовалась лишь 4-м ме­стом, отставая от сборной России на 10 золотых медалей (16 против 26), то на следующих Играх в Сиднее – уже уве­ренно обосновалась в тройке призе ров, сократив отставание от нашей сборной до 4 золотых медалей (28 против 32), а на следующей Летней Олимпиаде в Афинах она потеснила сборную Рос­сии, уступив сборной США всего 2 золо­тые медали и заняв в общекомандном за­чете 2-е место, опередив нашу команду на 4 золотых медали (32 против 28).

Следующие – «домашние» Игры 2008 года стали триумфальными для олим­пийской сборной Китая: она не просто впервые в своей истории завоевала зва­ние сильнейшей спортивной державы, но и обошла ближайших соперников: сборную США – на 15 золотых наград (51 против 36), сборную России (сумев­шую занять 3-е место) – более чем в 2 раза – на 28 золотых медалей (51 про­тив 23).

Игры в Лондоне оказались более успешными для китайских паралимпий­цев, возглавивших уже в третий раз под­ряд Олимпийскую турнирную таблицу, а олимпийская сборная Китая довольствовалась на этот раз 2-м местом, пропу­стив вперед команду США и уступив им в борьбе за медали 8 наград высшей про­бы (38 против 46).

Вполне понятно, что именно между спортсменами этих двух, несомненно, ве­дущих на сегодняшний день в летних ви­дах спорта держав, и разгорится основ­ная борьба в августе на Играх в Бразилии. На третье место, не вмешиваясь в борьбу «титанов», будет претендовать Великобритания. Ей могла бы постараться составить конкуренцию Российская сборная, если бы не некоторые «но», которые уже достаточно подробно были рассмотрены выше, а также разразившийся допинговый скандал во Всероссийской федерации лег­кой атлетики (ВФЛА), связанный с обви­нениями российских легкоатлетов в мас­совом применении допинга. После этого скандала Международным Олимпийским Комитетом было принято решение о ди­сквалификации двух российских спор­тсменок-легкоатлеток и лишении их меда­лей Лондонской Олимпиады-2012, а также приостановлением членства ВФЛА в IAAF, что поставило под сомнение возможность участия сборной России по легкой атлети­ке в ближайших Олимпийских играх.

А ведь легкая атлетика – это самый «медалеемкий» вид спорта в програм­ме Олимпийских Игр. На Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в легкой атлетике бу­дет разыграно наибольшее количество – 47 комплектов наград (24 у мужчин и 23 у женщин). Безусловно, отсутствие на­ших легкоатлетов в составе Российской сборной на Летней Олимпиаде 2016 г. негативно отразится на выступлении на­циональной сборной, в целом, и не по­зволит даже мечтать о призовом обще­командном подиуме.

Допинг-скандал лишь еще больше об­нажил все существующие недостатки в развитии российского спорта и, в пер­вую очередь, психологические.

За скандалом последовали отставки глав федераций. Добровольно сложил полномочия глава ВФЛА Валентин Балах­ничев, главный тренер легкоатлетиче­ской сборной Валентин Маслаков подал в отставку, не выдержав позора. Выявились проблемы высшего спортивного руко­водства, либо не способного повлиять на региональные федерации, либо закрыва­ющего глаза на положение вещей.

Таковы реалии современного рос­сийского спорта, когда за медали выс­шего достоинства наши власти сулят спортсменам и их наставникам золо­тые горы. Это не встречается в федера­циях других стран, где призовые деньги порой являются чисто символическими, а главной статьей доходов спортсменов являются рекламные кампании.

Допинг-скандал развенчал представ­ления рядового обывателя о «чистоте» побед и соревновательной честности.

До открытия Летней Олимпиады 2016 года осталось немногим более полугода. Время летит так быстро…

Успеем ли мы воплотить в реальность все то, что задумано, все то, что необ­ходимо сделать? Сделать для того, что­бы доказать, в первую очередь, самим себе тот факт, что Россия по-прежнему – мощнейшая кузница спортивных та­лантов, сильнейшая спортивная держава мира: была, есть и будет.

Летние Олимпийские игры 1980 года – единственные Игры, проведенные в СССР, показали и доказали всему миру мощь и силу советского спорта. Тогда это была поистине великая и могучая держава. Но развал СССР, распад его на отдельные го­сударства негативно сказался и на спортивных достижениях представителей быв­шей единой страны.

Именно в этом мы видим источник психологических проблем, условно от­носимых нами ко второму блоку. Спор­тсмены некогда единой большой коман­ды под названием «сборная СССР» вдруг, перестали быть одной большой друж­ной семьей и стали выступать за разные государства, вчерашние друзья и братья стали соперниками.

Развал экономики страны не мог не сказаться на всех сферах общества: не стал исключением и спорт. Отсутст­вие стабильности, в целом, и видения перспектив своего личного развития, в частности, привели к тому, что мно­гие советские спортсмены так и не ста­ли российскими. Период после развала СССР по праву можно назвать не толь­ко периодом массовой «утечки мозгов», но и периодом массового «исхода талан­тов» во всех, без исключения, областях и в спорте то же. Приоритетом в созна­нии людей, в том числе, спортсменов, стала оценка личной выгоды – какое значение имеет название страны и ко­манды, за которую ты выступаешь, глав­ное, чтобы гонорары были выше.

Годами выработанная в нашей стра­не система подготовки юных спортив­ных дарований в одночасье «пошла под откос». Например, в Китае талантливых «шестилеток» отбирают по всей стра­не и готовят в спортивных интернатах, что называется «с нуля». При этом, осно­вой, фундаментом, на котором выстра­иваются все дальнейшие спортивные достижения, является духовная (пси­хологическая) подготовка с опорой на национальный менталитет и традиции. Лучшие тренеры страны начинают го­товить спортсменов, уже к 12 годам на­целенных на «основную сборную». По­этому и результаты в развитии спорта, показатели спортивных достижений этой страны, что называется «налицо» и вполне очевидны.

Понятия «патриотизм» и «патриот» в их истинном значении исчезли не толь­ко из общеупотребительной лексики, но и были искусно вытравлены из сознания граждан. Модным стало все зарубежное, все «не наше». И не потому ли робкие ло­зунги типа: «поддержим отечественного производителя» повсеместно натыкаются на глухую стену непонимания и отторже­ния в измененном восприятии и созна­нии российских граждан.

Патриотические чувства возника­ют тогда, когда гражданин испытывает гордость за достижения своей страны и усиливаются в том случае, когда он ощущает свою причастность к этим достижениям.

Спортивные достижения способны вызвать сильнейшие патриотические чувства. Не случайно, поэтому на цере­мониях награждения происходит подъ­ем национального флага страны, сопровождаемый исполнением гимна. Арифметика здесь проста и очевидна – чем чаще звучит гимн твоей страны, тем больше поводов гордиться ее достиже­ниями и … наоборот.

Ну, а чем больше поводов для гордости, в основе которых – спортивные достиже­ния соотечественников, тем, вполне оче­видно, меньше психологических проблем в системе национального спорта.

Примечания:

1.Морозов А.В. Олимпийцы // Дегустация [Электронный ресурс] : сб.песен – Москва : МузПром, 2014. – 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Литература:

Ахатов А.М. Психологическая подготовка спортсменов / А.М. Ахатов, И.В. Работин. – Набережные Челны : КамГАФКСиТ, 2008. – 56 с.

Васин В. Хозяева готовы. Слово за олимпийцами / В. Васин // Олимпийская панорама. – 2007. – № 2 (86). – С. 45-48.

Горбунов Г.Д. Психология физической культуры и спорта / Г.Д. Горбунов, Е.Н. Гогунов. – Москва : Академия, 2014. – 272 с.

Григорьянц И.А. Основы системной подготовки спортсменов высшей квалификации / И.А. Григорьянц // Спортивный психолог. – 2010. – № 3 (21). – С. 16-21.

Гримак Л. Психологическая подготовка парашютиста / Л. Гримак ; под ред. А.Е. Мазина. – Москва : ДОСААФ, 1966. – 126 с.

Кныш Р. Как делать Олимпийских чемпионов / Р. Кныш. – Москва, 2002.

Морозов А.В. Влияние стресса на профессиональную работоспособность и профессиональное долголетие специалистов / А.В. Морозов, А.В. Чебыкина // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2011. – № 3-1. – С. 83-84.

Наука о спорте : энциклопедия систем жизнеобеспечения / гл. ред. А.Д. Жуков. – Москва : Изд-во ЮНЕСКО [и др.], 2011. – 999, [1] с. : ил., портр., табл.

Платонов В.Н. Спорт высших достижений и подготовка национальных команд к Олимпийским играм: отечественный и зарубежный опыт: история и современность / В.Н. Платонов. – Москва : Советский спорт, 2010. – 309 с.

Поликанин Е. В стрельбе побеждают сильные духом / Е. Поликанин // Олимпийская панорама. – 2007. – № 2 (86). – С. 40-44.

Родионов А.В. Основные направления психологического обеспечения участия российских спортсменов в играх Олимпиады 2008 года / А.В. Родионов // Спортивный психолог. – № 2 (14). – 2008.

Родионов А.В. Проблемы психологии спорта / А.В. Родионов // Теория и практика физической культуры. – 2006. – № 6.

Рудик П.А. Психология : учебник для ин-тов физ. культ. / П.А. Рудик. – Москва : ФиС, 1974.

Савенков Г.И. Психологическая подготовка спортсмена в современной системе спортивной тренировки / Г.И. Савенков. – Москва : ФиС, 2006.

Сопов В.Ф. Психологическая подготовка к Олимпийским играм: взгляд изнутри / В.Ф. Сопов // Спортивный психолог. – 2010. – № 2 (20). – С. 10-13.

Сопов В.Ф. Теория и методика психологической подготовки в современном спорте : метод. Пособие / В.Ф. Сопов. – Москва, 2010.

Спилбергер Ч.Д. Концептуальные и методологические проблемы исследования тревоги / Ч.Д. Спилбергер // Стресс и тревога в спорте. – Москва: ФиС, 1983. – С. 12-23.

Тиунова О.В. Психологическая подготовка олимпийцев: медали получены, но вопросы остались // Аргументы и факты. – 2012. – 20.08. – Электронный ресурс . – Режим доступа : http://www.aif.ru/onlineconf/1392702  

Туленков Д. Олимпийские игры в Пекине по золотомедальной отдаче оказались для России худшими в истории // Весь спорт. – 3.10.2008 – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.allsport.ru/index.php?id=19285

Фетисов В. Если так дальше будет продолжаться, никогда нам Китай с Америкой не догнать // Спорт-Экспресс. – 22.08.2008. – Электронный ресурс. – Режим доступа : http://www.sport-express.ru/newspaper/2008-08-22/9_1/

Царик А.В. Итоги выступления сборной России на X Паралимпийских зимних играх 2010 года в Ванкувере (Канада): анализ, проблемы, пути решения / А.В. Царик // Адаптивная физическая культура. – № 2 (42). – 2010. – С. 2-9.

Clauss G. Worterbuch der Psychologie. – VEB Bibliographisches Institut, Leipzig, 1981. – 742 s.

Malmo R.B. Activation: A neuropsychological dimension // Psychol. Rev. – 1959. – № 66. – Р. 367-386.

Для цитирования статьи:

А.В. Морозов. Психологические проблемы российского спорта (навстречу XXXI Летним Олимпийским играм в Рио-де-Жанейро). // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 3(19). – С. 81-90.

Morozov Alexander V. (2015). Psychological issues of the russian sport (towards the 31st Summer Olympic games in Rio de Janeiro, Brazil). National Psychological Journal. 3, 81-90.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер