ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Исаев А.В., Исайчев С.А. Количественные и качественные индикаторы формирования антиципации у спортсменов-борцов.// Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 25-32.

Автор(ы): Исаев Алексей Вячеславович; Исайчев С.А. ;

Аннотация

Фундаментальные исследования феномена антиципации, поиск новых методических подходов к изучению ее механизмов и процессов формирования являются актуальными задачами современной психологии. Особый интерес проблема антиципации имеет в спортивной деятельности, где вероятностный прогноз развития наличной ситуации имеет решающее значение для победы.

В статье представлены результаты апробации методики формирования навыка антиципации у спортсменов-борцов. Основной задачей исследования был поиск психофизиологических и поведенческих индикаторов, позволяющих количественно и качественно оценить степень развития антиципации. Процедура формирования навыка была основана на подкреплении правильного выбора поведения в смоделированной ситуации принятия решения в условиях множественного выбора. Стимулами выступали видеозаписи смоделированных ситуаций проведения приемов вольной борьбы. Параллельно проводилась регистрация глазодвигательной активности и регистрация многоканальной электроэнцефалограммы (ЭЭГ).

Результаты исследования показали эффективность предложенной методики. После прохождения тренингов снижается количество ошибок и время принятия решения при выборе ответа. Экспертная оценка по основным квалификационным факторам показала их достоверное увеличение у членов экспериментальной группы. На психофизиологическом уровне наблюдается редукция глазодвигательной активности при выборе правильных ответов, сокращается количество фиксаций и реверсивных саккад на тексте вопросов и ответов. Анализ параметров ЭЭГ показал постепенное снижение индекса активации мозга во время анализа моделируемых ситуаций и динамическое перемещение максимумов активности из лобных отделов в височные и затылочные области по мере прохождения серии тренингов.

Страницы: 25-32
Поступила: 26.07.2015
Принята к публикации: 02.08.2015
DOI: 10.11621/npj.2015.0203

Разделы журнала: Психология спорта;

Ключевые слова: антиципация; спортсмен; вольная борьба; психофизиологическая оценка; спортивные тренировки;

PDF: /pdf/npj-no18-2015/npj_no18_2015_25-32.pdf

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Способность человека определять надвигающиеся или прогнозиро­вать будущие события и действо­вать с упреждением во времени обеспечи­вает важное конкурентное преимущество, как в обыденной жизни, так и в професси­ональной сфере (Фадеев, 1982).

В психологической науке при описа­нии психических процессов, связанных с прогнозированием будущего, как пра­вило, используется такой термин как «ан­тиципация», введенный в психологию еще В. Вундтом (Борисова, 2000). Поми­мо этого, в качестве синонима данно­го термина часто употребляются такие выражения как «вероятностное прогно­зирование» (Фейгенберг, 1978; Анохин, 1998; Брушлинский, 1996), «прогности­ческая способность» (Бернштейн, 1997; Регуш, 1997), «предвосхищение» (Веккер, 1981). К числу феноменов предвосхище­ния будущего может быть причислена установка, понимаемая как готовность действовать в некоторой ситуации определенным образом (Асмолов, 1996).

В отечественной психологии поня­тие антиципации трактуется, как спо­собность действовать и принимать те или иные решения с определенным вре­менно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых будущих собы­тий (Ломов, 1980).

Процесс антиципации является мно­гофункциональным механизмом психи­ческой организации человека и имеет универсальное значение для всех форм человеческой деятельности. В основе данного феномена лежат интегральные механизмы работы мозга, а, с точки зре­ния функционирования психических процессов, – их системность.

В настоящее время весьма актуальны­ми проблемами являются как фундамен­тальные теоретические исследования антиципации, так и методические аспек­ты ее практического применения в раз­личных сферах деятельности. В данной работе представлена возможная технология метода направленного формиро­вания и развития процесса антиципации в спортивной сфере. У спортсменов ве­роятностное прогнозирование строится в процессе их профессионального роста с учетом не только частоты события, но и степени сформированности функцио­нальных систем, в содержании которых отражен специфический спортивный опыт. Степень их сформированности и эффективности для решения специ­фических задач, отражается на качестве профессиональной деятельности спор­тсменов – дает значительное преимуще­ство перед другими менее подготовлен­ными соперниками, позволяет быстрее принимать правильное решение.

Существенными и необходимыми компонентами процесса принятия реше­ния являются результаты прогноза. Про­гноз позволяет сделать активность целе­направленной и саморегулируемой.

Существует большое количество дан­ных относительно мозгового субстра­та процесса принятия решений, полу­ченных в результате изучения животных (Sugrue et al., 2005, Gimcher, 2003), и людей (Klucharev et al., 2008, Plassmann et al., 2008). Как уже говорилось выше, раз­ные формы процесса принятия решения определяются работой относительно не­зависимых систем головного мозга. Так, активность в латеральной области стри­атума (dorsolateral striatum) связывают с поведением, базирующемся на автома­тизмах. А лобные области коры и меди­альная область стриатума (dorsomedial striatum) контролируют целенаправленное поведение.

Принятие решения невозможно без процессов предвосхищения результа­тов будущих событий, так как они явля­ются наиболее существенными фактора­ми, определяющими выбор альтернатив. Следовательно, эти два процесса пра­ктически неразделимы и во многом схо­жи. Можно также предположить, что и нервный субстрат, обеспечивающий их работу, также будет очень сходен.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что практическую значимость в изуче­нии феномена антиципации имеет поиск способов развития и выстраивания каче­ственных функциональных систем, кото­рые участвовали бы в прогнозировании результатов конкретной спортивной деятельности. Причем особенно важно проследить в динамике этапы формирования этой системы и найти объективные ин­дикаторы степени ее эффективности.

Основной задачей настоящего ис­следования был поиск психофизиоло­гических характеристик, позволяющих количественно и качественно оценить степень развития навыка антиципации у борцов вольного стиля. Для ее реше­ния нами была разработана экспери­ментальная методика, целью которой являлось направленное формирование навыка антиципации с одновременной регистрацией комплекса психофизио­логических показателей.

Гипотезой данного исследования яв­ляется предположение о том, что в ос­нове формирования эффективной си­стемы прогноза поведения соперника лежит опыт правильного выбора поведенческого акта из набора возможных актов, приводящих к успеху.

В методическом плане процедура формирования навыка антиципации основана на подкреплении правильно­го выбора поведения, на моделировании ситуации принятия правильного реше­ния в условиях множественного выбора. В качестве стимулов выступают видеоза­писи смоделированных ситуаций проведения конкретных приемов вольной борьбы. После оценки ситуации, при­нятия решения и выбора ответа из трех возможных дается информация о пра­вильном решении.

Оценку эффективности формирова­ния навыка антиципации можно дать с помощью набора качественных и коли­чественных показателей или индикато­ров поведения спортсмена в данных эк­спериментальных условиях. Выявить эти индикаторы и их связь с возможными психофизиологическими механизмами, реализующими процессы оценки ситуа­ции и выбора решения, позволит анализ динамики процесса формирования на­выка антиципации. В частности, предпо­лагается, что в процессе формирования эффективной функциональной системы, позволяющей спортсменам предвосхи­щать действия соперников, будут наблю­даться следующие феномены:

  1. снижение количества ошибок при определении будущих действий бор­цов и уменьшение времени реакции при выборе ответа;

  2. редукция глазодвигательной активно­сти при выборе ответов, сокращение времени фиксации на тексте вопро­сов и ответов;

  3. снижение мощности индекса актива­ции мозга в момент анализа моделиру­емой ситуации и принятия решения;

  4. изменение активности мозговых структур во время принятия решения о возможных действиях виртуального соперника в моделируемой ситуации.

Проводя исследование, мы делали ак­цент на поиске психофизиологических поведенческих характеристик, позво­ляющих количественно и качественно оценить степень развития навыка анти­ципации у борцов вольного стиля.

Выборку исследования состави­ли спортсмены-студенты (юноши), ко­торые учились на разных факультетах МГУ имени М.В. Ломоносова, занимались в центральной секции по вольной борьбе и имели различный стаж занятий (1-3 лет) и (3-5 лет). Общее количество участни­ков эксперимента – 24 студента в возрасте 18-21 год. Из них 8 человек составили экспериментальную группу, 8 человек – контрольную группу и 8 человек – вспомогательную группу (стаж 3-5 лет).

Запись психологических показателей производилась с помощью следующей аппаратуры:

  1. Eye Tracker RED 500 (фокус внимания, диаметр зрачка, саккадические движе­ния, задержка взгляда);

  2. Энцефалограф (Brain Products 256 ка­налов).

Отрезки ЭЭГ, отражающие актив­ность мозга в момент выбора отве­та, были обработаны методом Loretta (Low Resolution Brain Electromagnetic Tomography) с целью выявления мозго­вых структур, которые могли бы являть­ся коррелятами развития навыка анти­ципации.

Методика проведения исследования

Исследование состояло из несколь­ких этапов:

1. Диагностический тренинг № 1.

Видеоряд данного тренинга состоит из 14 цветных роликов. Прохождение тренинга совмещается со снятием с ис­пытуемого ЭЭГ. Производится подсчет правильных ответов, фиксируется вре­мя реакции.

2. Первый тренировочный этап.

Данный этап представляет собой се­рию обучающих тренингов (3-4). На них испытуемому демонстрировался первый вариант обучающих видеороликов. На каждом тренинге предъявлялся видеоряд из 18 черно-белых роликов. На них были показаны базовые приемы вольной борь­бы. Ведется подсчет правильных ответов испытуемого. Задача этого этапа – об­учить испытуемых правильно определять развитие событий в представленных си­туациях (научиться предвосхищать пове­дение борцов на экране).

3. Диагностический тренинг № 2.

Это промежуточный тренинг. Процеду­ра его проведения такая же, как и первого диагностического тренинга. Предъявляет­ся тот же самый видеоряд из 14 цветных роликов, снимается ЭЭГ, ведется подсчет правильных ответов и времени реакции.

4. Второй тренировочный этап.

Этот этап, как и первый, состоит из се­рия обучающих тренингов. Так же предъ­являются видеоряды из 18 черно-белых роликов, но они по своему содержанию отличаются от видеороликов первого тренировочного этапа. Ведется подсчет правильных ответов испытуемого.

5. Контрольный тренинг № 3.

До и после прохождения экспери­ментальной методики спортсмены эк­спериментальной группы подвергались экспертной оценке специалистов, состо­ящих из трех тренеров-преподавателей по вольной борьбе, которые фиксирова­ли уровень подготовки функциональной системы испытуемых. После проведения методики были проведены учебно-тре­нировочные схватки спортсменов контр­ольной и экспериментальной группы со спортсменами вспомогательной группы, которой была дана установка выполнить 10 базовых приемов вольной борьбы. Во время схватки специалистами подсчи­тывалось количество предвосхищающих действий спортсменов эксперименталь­ной и контрольной групп.

Согласно нашей гипотезе, при успеш­ном освоении методики спортсменами экспериментальной группы они должны показать лучшие результаты при выпол­нении предвосхищающих действий, чем спортсмены контрольной группы.

Для выявления психофизиологиче­ских механизмов антиципации, про­водился анализ энцефалограмм, в ходе которого выявлялась динамика измене­ний активности мозга в период с пер­вого по третий контрольные тренинги по каждому испытуемому. Был проведен спектральный анализ каждой записи на участках «остановка видеоролика – зри­тельная фиксация на ответе» (рис. 1.) и последовательное сравнение каждо­го такого отрезка из первой записи ЭЭГ с аналогичными отрезками ЭЭГ второ­го и третьего контрольного тренингов. Также нами измерялось время реакции на участках «остановка видеоролика – зрительная фиксация на ответе».


Рисунок 1. Момент остановки видеоролика. Ситуация выбора правильного ответа.

Таким образом, если методика оказыва­ет положительный эффект на формирова­ние навыка антиципации, время реакции у каждого испытуемого должно уменьшать­ся по мере прохождения методики.

Полученные результаты и их обсу­ждение

В результате прохождения тренин­гов у всех испытуемых наблюдалось уве­личение числа правильных ответов при определении возможных действий со­перника (табл. 1).


Испытуемый №

Контрольные тренинги

I

II

III

1

6

11

10

2

7

10

11

3

7

12

13

4

10

11

10

5

9

11

12

6

8

9

10

7

6

11

14

8

5

6

12


Таблица 1. Количество правильных ответов испытуемых на контрольных тренингах.

Данная тенденция хорошо видна на рис. 2.


Рисунок. 2. Среднегрупповые данные (бал­лы) положительной динамики количества правильных ответов спортсменов-борцов контрольной группы (n=8).

На диаграмме видно, что в случае успешного освоения методики, идет и процесс формирования навыка антици­пации, что отражается на количестве пра­вильных ответов у испытуемых (n=8). Так, при первом контрольном тренинге сред­ний групповой балл правильных ответов был 7, на конечном этапе – тренировке количество правильных ответов увеличи­лось до 11 баллов. Статистический ана­лиз по критерию Вилкоксона показал так­же достоверные различия между первым и третьим контрольным срезом.

Изучение показателя времени выбо­ра ответа испытуемых выявил три тен­денции:

  1. Увеличение времени реакции от пер­вого контрольного тренинга к третье­му примерно в 1,5-2 раза (у четырех испытуемых);

  2. На первом тренинге наблюдается са­мое низкое время реакции. Оно увели­чивается ко второй встрече примерно в 1,5 раза и снижается (но остается выше исходного) к третьему тренингу (у двух испытуемых);

  3. Снижение времени реакции от пер­вой тренинга к третьему от 1,5 до 3 раз (у двух испытуемых).

Выявилась также следующая тенден­ция – время реакции, необходимой для правильного ответа, увеличивается от первого до второго контрольного тре­нинга примерно в 1,5 раза, а затем снижается. Время реакции на втором тре­нировочном этапе было меньше, чем на первом. Это можно объяснить следую­щим образом: на первом тренинге ис­пытуемые сталкиваются с новой для них ситуацией, поэтому тратят достаточно много времени на выбор ответа. Во вто­ром контрольном тренинге время реак­ции больше возможно потому, что идет процесс подстройки и оптимизации уже имеющейся функциональной системы.

Время реакции, после которой после­довал неправильный ответ, было изна­чально выше, чем в ситуации с правиль­ными ответами. От первого ко второму контрольному тренингу время увеличивалось.

По данным, полученным в результа­те измерения времени реакции, нель­зя сделать какой-то однозначный вывод. У некоторых испытуемых имелись общие тенденции в изменениях количества вре­мени, затрачиваемого на выбор ответа. В частности, время реакции обычно увеличивалось на первом контрольном тре­нинге и уменьшалось – на втором. Такая тенденция характерна как для правиль­ных, так и для неправильных ответов. Эту закономерность можно проинтерпрети­ровать следующим образом. На первой и второй встрече у испытуемого еще сформирована адекватная ответная реакция, а на следующем этапе он уже имеет представление о содержании демонстрируе­мых ему видеороликов. Это знание еще не систематизировано, поэтому для вы­бора правильного ответа испытуемому требуется больше времени, чем в первом случае. На окончательном этапе трениро­вок борцов время уменьшается по причи­не лучшей систематизации накопленно­го опыта спортсменами (Исаев, 2015).

Для сравнительного анализа резуль­татов движений глаз (времени задер­жек, фиксаций, количества повторных возвращений в зону интереса (Area of Interest), числа фиксаций и взглядов и др.) по каждому испытуемому было вы­брано три экспериментальные ситуации:

  1. неправильный ответ на всех трех контрольных тренингах;

  2. правильный ответ на всех трех контр­ольных тренингах;

  3. неправильный ответ на первом и пра­вильные ответы на втором и третьем контрольных тренингах.

В результате удалось выделить следу­ющие характерные особенности для ка­ждой рассматриваемой ситуации.

В первой ситуации, если спортсмену не удавалось найти правильный ответ за все три тренинга, у него не наблюда­лось значительного изменения в харак­тере движений глаз во время принятия решения. Примерно на одном, достаточ­но высоком уровне остается время, ко­торое тратится спортсменом на прочте­ние текста вариантов ответов, а также количество фиксаций и повторных про­чтений. Отмечено снижение время рассмотрения атлетов.

Во второй ситуации от тренинга к тренингу значительно сокращалось время задержки взгляда спортсмена на тексте и на самом правильном варианте ответа. Время рассмотрения атлетов увеличивалось, но в целом оставалось ниже, чем в ситуации неправильных ответов. Значительно сокращалось число фик­саций, повторных визитов и количества взглядов на все зоны интереса от перво­го к третьему тренингу.

В третьей ситуации испытуемые допу­скали ошибку в выборе ответа на первом контрольном тренинге, затем им удалось это исправить. На первом тре­нинге на ответ тратилось не очень много времени, но наблюдалось большое число фиксаций и повторных взглядов в обла­сти с текстом неверного ответа. На вто­рой встрече спортсмен выбирал правиль­ный ответ, но анализ ситуации и текста вопросов в этом случае занимали гораздо большее количество времени. После нахождения верного ответа наблюдалось сокращение времени исследования ситу­ации, уменьшение числа фиксаций и по­вторных визитов взгляда.

Динамика изменения характера дви­жений глаз во всех случаях очень сход­на с динамикой времени реакции. Опи­раясь на рассмотренный в литературном обзоре материал относительно исследо­вания феномена антиципации (Сурков, 1982; Ломов, 1991; Bogacz, 2007; Klucharev, Smidts, Fernandez, 2008) можно предположить, что в процессе обучения у испытуе­мого происходит формирование функци­ональной системы, в которой отражается накопленный спортсменом опыт. А дви­жения глаз, время реакции и динамика изменения этих параметров могут рассма­триваться как корреляты становления и оптимизации данной системы.

На первом тренинге спортсмен стал­кивался с новой непривычной для себя ситуацией. Функциональная система реа­гирования еще плохо сформирована, ча­сто на этом этапе он допускает ошибки в выборе правильного ответа. На втором тренинге испытуемый оказывался уже в знакомой для себя ситуации, но его зна­ния о содержании видеороликов еще не систематизировано. Поэтому, для выбора правильного ответа ему требуется боль­ше времени, чем в первом случае. На по­следней же встрече время уменьшалось по причине лучшей систематизации на­копленного опыта (Бернштейн, 1997).

Анализ спектральных параметров ЭЭГ показал, что у большинства спор­тсменов-борцов тренинги приводят к существенному сокращению стрессо­вого напряжения во время анализа моделируемых ситуаций, о чем говорит по­вышение значения индекса активации от тренинга к тренингу.

В результате анализа данных, получен­ных в результате расчета индекса акти­вации по каждому испытуемому, удалось выявить следующие общие тенденции.

На этапе «Начало видео – Выбор ответа – Окончание видео» значения индекса ак­тивации сначала возрастает, а затем снова снижается. Соответственно активность го­ловного мозга выше в момент просмотра начала и окончания видео-ролика. Можно предположить, что именно в эти момен­ты происходит активный анализ модели­руемой ситуации и, соответственно, воз­растает стрессовое напряжение. На этапе выбора ответа напряжение немного сни­жается. Такая закономерность прослежи­вается во всех ситуациях: 1) правильный ответ во всех тренингах; 2) неправильный ответ во всех тренингах; 3) неправильный ответ в первом – правильный во втором и третьем тренинге.

Общей динамики изменения мощно­сти индекса активации от первого тре­нинга ко второму и третьему у всех ис­пытуемых выявить не удалось. У части испытуемых наиболее хорошо прослеживается следующая закономерность изменения индекса активации в момент выбора ответа (принятия решения).

Значение индекса активации в ситуа­ции «неправильный ответ – правильный ответ» снижался от первого контрольно­го тренинга ко второму и рос от второ­го тренинга к третьему. Почти во всех случаях в третьем тренинге значение индекса активации выше, чем в первом. Соответственно, уровень напряжения возрастает во втором тренинге, когда ис­пытуемые впервые выбирали верный от­вет, и снижается в третьем. Это хорошо соотносится с гипотезой исследования и с данными анализа времени реакции и движения глаз. Такая же динамика име­ла место и в ситуации, когда все ответы были неправильными. В ситуации, когда ответы во всех трех встречах были пра­вильными, индекс активации возрастал от первой встрече к третьей, т.е. происходило постепенное снижение степени стрессового напряжения. Отмечалась тенденция к увеличению значения ин­декса активации в момент принятия ре­шения от первого тренинга ко второму и снижение его к третьему. Причем эта тенденция прослеживается во всех трех возможных ситуациях.

По данным, полученным в результа­те анализа Loretta, удалось выявить сле­дующую динамику активации мозговых структур от первого тренинга к третьему.

В первой встрече наибольшая актив­ность наблюдалась в лобной области коры (FrontalLobe). Постепенно активность пе­ремещалась в затылочные области коры и в 18 поле Бродмана. Можно предполо­жить, что во второй встрече испытуемый старался гораздо внимательнее прочитать варианты ответов, чтобы не допустить повторения ошибки. В последней встре­че наибольшая активность наблюдалась в 40 поле Бродмана (Brodmanarea 40) и Нижней Височной доле (Inferior Parietal Lobe). Соответственно, в третьей встре­че у испытуемого происходил активный критический анализ сложных професси­ональных навыков. В целом, эти резуль­таты достаточно хорошо сочетаются с известными на данный момент данными по мозговым механизмам принятия ре­шения (Klucharev, Smidts, Fernandez, 2008) и с результатами, полученными с помощью спектрального анализа этих же участков ЭЭГ.


Рисунок 3. Средние показатели факторов по всем испытуемым. A – скорость принятия решения и быстрота реакции, B –умение действовать в нестандартных ситуациях, С – умение предвидеть действие соперника, D – умение адекватно оценить соперника.

На основе экспертной оценки спор­тсменов были также выявлены положи­тельные данные о формировании навы­ка антиципации. Оценка проводилась по четырем качественным факторам спортивной подготовки до и после эк­сперимента: скорость принятия реше­ния и быстрота реакции, умение дей­ствовать в нестандартных ситуациях, умение предвидеть действие соперника и умение адекватно оценить соперника.

Испытуемые

ФАКТОРЫ

A

B

C

D

до

после

до

после

до

после

до

после

1

7

8,6

6,3

7,3

6,3

8

8,3

9

2

4,3

7

4,3

6,4

5,3

7

5,6

7

3

3,6

5

4

5

4

6

5

6,3

4

4,3

7,3

4,3

5,6

6

7,3

6,6

7

5

5

7

3,3

6,3

6

7,6

6,3

6,6

6

3,6

6,6

4,6

6

3

5,6

6,3

7

7

4,6

7

4

5,4

5,3

6,6

5,6

7,3

8

6

8

5,3

7

7

8,3

7,3

9

Таблица 2. Экспертная оценка специалистов.

В экспериментальной группе крите­рий знаковых рангов Вилкоксона вы­явил достоверные различия (0 ,041) в изменении средних показателей по ка­чественным факторам оценки спортивной подготовки.

После экспертной оценки экспери­ментальная и контрольная группа про­вела учебно-тренировочные схватки со вспомогательной группой, которой была дана установка, выполнить десять ба­зовых приемов схватке с каждым спор­тсменом. Участники экспериментальной группы быстрее ориентировались в со­ревновательной ситуации и применили больше предвосхищающих действий, чем спортсмены контрольной группы.

Выводы

  1. Разработана методика формирования и развития навыка антиципации для борцов вольного стиля. Эффектив­ность тренировок по данной методи­ке подтверждается качественными и количественными изменениями в раз­витии способности предвосхищать действия соперника.

  2. Систематические тренинги приво­дят к снижению количества ошибок при определении возможных дейст­вий противника и постепенному сни­жению времени реакции на принятие решения и выбор правильного ответа.

  3. Анализ комплексных показателей движения глаз испытуемых показал, что во время прохождения тренин­гов происходит значительная редук­ция глазодвигательной активности при выборе правильных ответов, со­кращается количество фиксаций, повторных возвращений в зону интере­са (Area of Interest), числа фиксаций и взглядов, реверсивных саккад и вре­мя задержек и фиксаций на тексте во­просов и ответов.

  4. Анализ спектральных параметров ЭЭГ у большинства испытуемых показал постепенное снижение напряжения во время анализа моделируемых си­туаций от первого диагностическо­го тренинга к последнему. Это соот­носится с гипотезой исследования и может являться одним из корреля­тов развития навыка антиципации.

  5. Анализ данных ЭЭГ с помощью ме­тода Loretta показал, что на первых встречах наибольшая активность на­блюдается в лобных областях мозга, а к последнему тренингу она посте­пенно перемещается в затылочные и височные области, ответственные за критический анализ сложных про­фессиональных навыков.

  6. Экспертная оценка по основным ква­лификационным факторам показала их достоверное увеличение у испы­туемых экспериментальной группы. На учебно-тренировочных схват­ках спортсмены экспериментальной группы провели больше предвосхи­щающих действий, чем контрольная группа.

Исследование выполнено при поддержке гранта РГНФ, проект № 13-06-00218

Литература

Анохин П.К. Избранные труды: кибернетика функциональных систем / П.К. Анохин ; под ред. К.В. Судакова. – Москва : Медицина, 1998. – 400 с.

Асмолов А.Г. Деятельность и установка / А.Г. Асмолов // Культурно-историческая психология и конструирование миров. – Москва : Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж : Модэк, 1996. – С. 258-372.

Бернштейн Н.А. Очерки по физиологии движений и физиологии активности // Биомеханика и физиология движений / Н.А. Бернштейн. – Москва : Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж : Модэк, 1997. – С. 342-458.

Борисова И. В. Вундт / И. Борисова // Новая философская энциклопедия. Т. 1. – Москва, 2000.

Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование / А.В. Брушлинский // Субъект: мышление, учение, воображение. – Москва : Изд-во ин-та практ. психологии; Воронеж : Модэк, 1996. – С. 103-339.

Веккер Л.М. Психические процессы. Т. 3 / Л.М. Веккер. – Ленинград : Издательство ЛГУ, 1981. – 324 с.

Исаев А.В. Психофизиологические корреляты динамики развития навыка антиципации у борцов вольного стиля / А.В. Исаев, А.В. Ивличева, С.А. Исайчев // Шестая международная конференция по когнитивной науке. Тезисы докладов. – Калининград : 2014. – 307 с.

Исаев А.В. Теоретические подходы к антиципации в психологии и физиологии человека / А.В. Исаев, А.В. Ивличева, С.А. Исайчев // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – Т. 49. – № 6. –С. 247-249.

Конопкин О.А. Функциональная структура саморегуляции деятельности и поведения / О.А. Конопкин // Психология личности в социалистическом обществе: активность и развитие личности. – Москва : Наука, 1989. – 183 с.

Ломов Б.Ф. Память и антиципация / Б.В. Ломов // Вопросы общей, педагогической и инженерной психологии. – Москва : Педагогика, 1991. – С. 73-81.

Ломов Б.Ф. Антиципация в структуре деятельности / Б.В. Ломов, Е.Н. Сурков. – Москва : Наука, 1980. – 278 с.

Регуш Л.А. Психология прогнозирования: способность, ее развитие и диагностика / Л.А. Регуш. – Киев : Вища шк., 1997. – 88 с.

Савчук В.В. Семантическое поле понятия «прогнозирование» в контексте развития социально-гуманитарных наук / В.В. Савчук // Веснiк Брэсцкага унiверсiтэта. Сер. 3, Філалогія. Педагогіка. Псіхалогія. – 2012. – № 2. – С. 113-123.

Сергиенко Е.А. Генезис элементарных форм антиципации / Е.А. Сергиенко // Психологический журнал. – 1988. – Т. 9. – № 6. – С. 73-82.

Сергиенко Е.А. Антиципация в раннем онтогенезе человека / Е.А. Сергиенко. – Москва : Наука, 1992.

Сурков Е.Н. Антиципация в спорте / Е.Н. Сурков.– Москва : Физкультура и спорт, 1982. – 145 с.

Фадеев В.В. Возрастные особенности формирования прогноза в процессе регуляции деятельности : автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 1982.

Фейгенберг И.М. Вероятностное прогнозирование и преднастройка к движениям / И.М. Фейгенберг, В.А. Иванников. – Москва : Издательство МГУ, 1978. – 112 с.

Хачатрян С.Т. Индивидуально-тактическая подготовка вратарей на основ антиципации движений футболиста: дис. … канд. пед. наук. – Москва, 2000. – 106 с.

Arakelov G.G., Glebov V.V. Psychology future in development of neurosciences // Psychology in Russia: State of the Art. – 2010. – Т. 3. – 181-194.

Bogacz R. Optimal decision-making theories: linking neurobiology with behavior // Trends in Cognitive Scieces. – 2007. – № 11. – 118-125.

Сontributions in visual anticipation in fast ball sport // International Journal of Sport Psychology. – 39(2). – 100-130.

Deeck L., Spieth F., Lang W., Lang H. Cerebral potentials preceding and accompanying verbal and spatial tasks. // Eight Intern. Conf. on Event-Related Potentials of the Brain (EPIC VIII) Eds. J.W.Rohrbaugh et al.Stanford. – 1986. – p. 272-274.

Kamp Van der J., Rivas F., Doorn van H. Savelsbergh Ventral and dorsal. – G.J.P. – 2008.

Klucharev V., Hytonen K., Rijpkema M., Smidts A. and Fernandez G. Reinforcement learning signal predicts social conformity // Neuron. – 2009. – № 61. – 140-151.

Klucharev V., Smidts A., Fernandez G. Brain mechanisms of persuasion: how ‘expert power’ modulates memory // Soc. Cogn. Affect Neurosci. – 2008. – № 3. – 353-366.

Mori S., Ohtani Y., Imanaka K. Reaction times and anticipatory skills of karate athletes // Human Movement. – 2002. – Science 21. – 213-230.

Smeeton N.J., Huys R. Anticipation of Tennis Shot Direction from Whole-body Movement: The role of movement amplitude and dynamics. // Human Movement. – 2011. – Science 30. – 9.

Sugrue L.P., Corrado G.S., Newsome W.T. Choosing the greater of two goods: neural currencies for valuation and decision making // Nature Reviews Neuroscience. – 2005. – № 6. – 363-375.

Vaughan H.G. The motor potentials // Handbook of electroencephalography and clinical neurophysiology. Ed. A. Remond. –Amcterdam. – 1975. – vol. 8 – 86-91.

Для цитирования статьи:

Исаев А.В., Исайчев С.А. Количественные и качественные индикаторы формирования антиципации у спортсменов-борцов.// Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 25-32.

Isaev A.V., Isaychev S.A. (2015). Quantitative and qualitative indicators of developing anticipation skills in wrestling athletes. National psychological journal. 2 (18), 25-32.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер