ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Грушко А.И., Леонов С.В. Применение систем регистрации движений глаз в психологической подготовке футболистов. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 13-24.

Автор(ы): Леонов С.В.; Грушко А.И.;

Аннотация

Статья посвящена возможностям применения методов регистрации движений глаз (айтрекинга) в ходе психологической подготовки футболистов. Рассматриваются психологическая специфика футбола, профессионально важные качества спортсменов-футболистов. Приведены примеры исследований движений глаз футболистов в процессе выполнения спортивно-специфических задач: при реализации пенальти, в ситуациях обыгрывания противника, при принятии решений и др.

В настоящем исследовании приняли участие 23 игрока профессиональной футбольной лиги (их средний возраст = 21,56±1,5 лет). В целях изучения паттернов глазодвигательной активности, участвующих в реализации технических действий (дриблинге, ударам по воротам), был проведен эксперимент с использованием технологий айтрекинга (в работе использовался мобильный айтрекер «ETG SMI»). Футболистам было необходимо пробежать дистанцию с мячом, а после этого – выполнить удар в определенную зону ворот. Все спортсмены сделали необходимую разминку перед началом тестирования.

В результате эксперимента было установлено, что точность удара по воротам и техничность дриблинга тесно связаны со средней длительностью фиксаций взора во время движения. Это, в целом, согласуется с результатами аналогичных ранее проведенных исследований в других видах спорта, реализованнх преимущественно в лабораторных условиях, а также в закрытых помещениях. Кроме того, были проанализированы качественные параметры глазодвигательной активности игроков на различных этапах выполнения тестового упражнения, в результате чего выявлены характеристики эффективных и неэффективных зрительных стратегий футболистов.

Страницы: 13-24
Поступила: 30.05.2015
Принята к публикации: 10.06.2015
DOI: 10.11621/npj.2015.0202

Разделы журнала: Психология спорта;

Ключевые слова: айтрекинг; направление взора; психология спорта; футбол; психологическая подготовка в футболе;

PDF: /pdf/npj-no18-2015/npj_no18_2015_13-24.pdf

Доступно в on-line версии с 30.08.2015

Методы регистрации движений глаз (айтрекинга) активно вне­дряются в процесс психологи­ческого сопровождения спортсменов. В настоящее время описано множест­во примеров использования айтрекинга в целях диагностики и обучения спор­тсменов в различных видах спорта:

  • игровых видах спорта (Harle, Vickers, 2001; Panchuk, Vickers, 2007; Vaeyens, 2007; Piras, Vickers, 2011; Lee, 2010; Wood, Wilson, 2010, 2011; Timmis et al., 2014);

  • стрельбе (Russo di et al., 2003; Ward, 2008; Веракса, Коробейникова, 2013);

  • единоборствах (Ripoll et al., 1995; Williams, Elliott, 1999; Piras, 2009);

  • сложно-координационных видах спор­та (Menshikova et al., 2014);

  • экстремальных видах спорта (Nieu-wenhuys et. al., 2008; Grushko, Leonov, 2013) и др.

В большинстве работ, посвященных использованию технологий трекинга глаз, анализируются: фокус внимания спортсменов при выполнении техни­ческих действий (в том числе, игнори­рование зрительных стимулов), стра­тегии зрительного поиска, изменения диаметра зрачка (как индикатора ког­нитивной нагрузки), количество и дли­тельность саккад, фиксаций, морганий (Vickers, 2007; Величковский, 2006; Ба­рабанщиков, Жегалло, 2013 и др.).

Системы айтрекинга позволяют ис­следователю «увидеть глазами спортсме­на» текущую тренировочную задачу, что, в свою очередь, предоставляет возмож­ность дальнейшего анализа и коррекции его деятельности. В связи с этим, боль­шая часть работ направлена на сравне­ние особенностей глазодвигательной активности спортсменов разного уров­ня подготовки: любителей, начинающих спортсменов, спортсменов среднего и высокого уровня подготовки (Ripoll et al., 1995; Williams et al., 1999; Vaeyens et al., 2007; Piras, 2009; Lee, 2010).

Следует отметить, что наибольшее внимание спортивных психологов, ис­пользующих айтрекинг в работе со спор­тсменами, привлекают так называемые «target sports» или виды спорта, в которых одним из ключевых технических действий является попадание в цель (мишень, ворота противника, корзину и т. д.).

Интересным в плане исследования связи глазодвигательных параметров и точностных характеристик является феномен «Quiet Eye» (в дословном пере­воде – «тихий/спокойный глаз»), кото­рый представляет собой заключительную фиксацию взора на объекте-цели (или слежение за ним) до момента осущест­вления действия (например, удара по мячу, нажатия на спусковой крючок, бро­ска) (Harle, Vickers, 2001).

В мета-анализе, проведенном Д. Ман­ном и коллегами (Mann, 2007), подчер­кивается тот факт, что более опытные и успешные спортсмены имеют более длительный QE-период. Это свидетельствует о том, что они уделяют внимание наиболее значимым деталям при реали­зации технико-тактических действий.

В рамках исследовательской парадиг­мы «Зрение в действии» (Vickers, 2007) использование систем айтрекинга долж­но учитывать специфику конкретного вида спорта, а эксперименты – прово­диться в условиях, максимально прибли­женных к той реальности, в которой осуществляется тренировочная и соревновательная деятельность спортсменов.

Кроме того, все чаще проводятся междисциплинарные исследования, сов­мещающие технологии регистрации движений глаз с другими аппаратурны­ми методами: биологической обратной связью (Mann et. al., 2011), стабиломе­трией (Напалков, 2007), комплексны­ми системами виртуальной реальности (Menshikova et. al., 2014).

Применение систем регистрации движений глаз позволяет решать важные задачи спортивной подготовки, усили­вая не только диагностические аспекты, но и аспекты формирования, коррекции технических действий.

Психологическая подготовка футболистов

Современный футбол привлекает внимание, как широкой аудитории бо­лельщиков, так и исследователей в обла­сти спортивной науки. Этим объясняет­ся обилие работ, посвященных аспектам диагностики и психологического со­провождения игроков различного уров­ня спортивной подготовки:

  • начинающих футболистов (Dosil, 2006; Арбузин, 2006; Vaeyens et al, 2007; Тка­ченко, 2008; Шамардин, 2008; Байрач­ный, Воронова, 2010; Veraksa, Gorovaya, 2013);

  • футболистов среднего уровня под­готовки (Vaeyens et al, 2007; Курилко, 2010; Vänttinen et al., 2010; Timmis et al., 2014);

  • профессиональных спортсменов (Но­виков, 1969; Vaeyens et al, 2007, Windsor et al., 2011; Воронова, 2013);

  • игроков мирового класса («элитных спортсменов») (Acuity ETS, 2011).

Футбол как отдельная спортивная дис­циплина имеет свою психологическую специфику. Во-первых, футбол является командным видом спорта, поэтому эф­фективность спортивной деятельности футболистов тесно связана с социально- психологическими феноменами такими, как групповая сплоченность (Windsor et al., 2011; Мдивани, 2014), лидерство в спорте, роль и статус отдельных игро­ков, авторитет и стиль руководства трене­ра (Dosil, 2006; Воронова, 2013).

Во-вторых, футбол относится к видам спорта, для которых характерны пос­тоянно меняющаяся зрительная сцена, динамичность игровых ситуаций, воз­никающих на поле, быстрая смена игровых эпизодов (Новиков, 1969; Erickson, 2007). В связи с этим, игрокам в течение всего матча необходимо контролиро­вать не только собственные действия, но и отслеживать перемещения противни­ков и напарников по команде, реализуя при этом сложные техническо-тактиче­ские действия.

Исходя из этих особенностей футбо­ла, в качестве ключевых профессиональ­но-важных качеств футболистов рассма­триваются:

  • скорость переработки информации, скорость моторной реакции, в том чи­сле, реакция выбора (Ткаченко, 2008; Шамардин, 2008; Vänttinen et al., 2010);

  • быстрота принятия релевантного ре­шения (Vaeyens et al, 2007), в том числе, в условиях дефицита времени (Нови­ков, 1969);

  • развитые свойства внимания (объем, переключение, распределение, способ­ность слежения за несколькими дина­мическими объектами) (Новиков, 1969; Dosil, 2006; Ткачева, 2011; Байрачный, 2011; Воронова, 2013);

  • способность к антиципации (Голома­зов, 1994; Savelsbergh et al., 2002; Лях, 2010);

  • тактическое или «игровое мышление» спортсменов (Арбузин, 2006; Memmert et al., 2013);

  • навыки использования мысленных образов в спорте: визуализации, иде­омоторной тренировки (Veraksa, Gorovaya, 2013).

Как и в других видах спортивных дисциплин, внимание исследователей привлекают индивидуальные психологические характеристики игроков: особенности личности (Hill et al., 2008; Байрачный, 2011), мотивация, навыки совладания со стрессом (Jordet, Elferink- Gemser, 2012), предстартовые эмоци­ональные состояния (Новиков, 1969; Jordet, Elferink-Gemser, 2012).

Применение методов регистрации движений глаз в футболе

Зрительная система напрямую участ­вует в реализации множества действий в футболе: технических действий – ве­дение мяча, удары по мячу ногами или головой, ловля мяча руками (у вратарей) и тактических действий в атаке и обо­роне (Сергиенко, 2013). Применитель­но к отдельным технико-тактическим действиям игроков исследователями вы­деляются специфические качества, не­обходимые для реализации профессиональных навыков.

Исследовать вклад зрительной систе­мы, в частности движений глаз, в фор­мирование и развитие двигательных на­выков, а также в процесс реализации сложных технических действий в футбо­ле можно с помощью методов айтрекинга.

В футболе В. Кун одним из первых обратил внимание на взгляд игроков, исполняющих пенальти (Wood, Wilson, 2010b). Исследователь проанализиро­вал 66 пенальти, исполняемые элитны­ми игроками немецкой футбольной лиги. В результате автором были выделены два типа зрительных стратегий, используе­мых спортсменами: «зависимая от врата­ря» и «независимая от вратаря». В первом случае футболисты фокусировались пре­имущественно на действиях голкипера (в том числе, на его способности пред­восхитить направление мяча) и пробива­ли мяч в обратном направлении. «Незави­симая стратегия» проявлялась в том, что игроки игнорировали поведение вратаря и фокусировали свое внимание на участ­ке ворот, куда планировалось пробить мяч.

В 2007 году Р. Ваенс с соавторами про­вел эксперимент, посвященный приня­тию решений в футболе. На основе спе­циально созданного фильма авторы оценивали способность игроков к принятию решений: на видео проигрыва­лись ситуации атаки в футболе и спор­тсмену, находящемуся напротив экрана, необходимо было адекватно отреагиро­вать в том случае, когда мяч пасовался в его сторону. Регистрировалось время, затраченное на принятие решения, скорость визуального сканирования, после­довательность фиксаций. Авторы отме­чают, что успешные паттерны движений глаз футболистов были связаны с более длительными фиксациями на игроках, владеющих мячом, чем на игроках, пред­ставляющих на видео их самих (Горовая, 2013).

В 2011 году А. Пирас и Дж. Викерс (Piras, Vickers, 2011) провели экспери­мент, посвященный исследованию осо­бенностей глазодвигательной актив­ности вратарей при оборонительных действиях. В частности, авторами сопо­ставлялись особенности движений глаз голкиперов в зависимости от типа пе­нальти: реализуемого нападающими внутренней или верхней частью стопы. Кроме того, сопоставлялись успешность действий вратаря и паттерны глазодви­гательной активности. В эксперименте приняли участие 7 футбольных вратарей среднего уровня спортивной подготов­ки и 7 нападающих (у всех игроков веду­щая нога – правая). Регистрация движе­ний глаз вратарей осуществлялась при 15 пенальти каждого типа, таким обра­зом, каждый вратарь должен был отра­зить 30 ударов. Между сериями пенальти голкиперам предоставлялся отдых. Несмотря на то, что тип исполнения 11-ти­метрового удара оказался связан с эффективностью действий голкипера (28% сохраненных голкипером мячей при пенальти, реализованном верхней сто­роной стопы, и 12% успешных оборо­нительных действий при пенальти, ис­полненном внутренней частью стопы), авторы не обнаружили статистически достоверных различий паттернов глазодви­гательной активности голкиперов в зави­симости от типа пенальти. Успешность действий голкипера оказалась тесно свя­зана с характеристиками движений глаз. В ситуации, предшествующей сохране­нию мяча, голкиперы дольше фиксиро­вали взор на пространстве между подаю­щей ногой и мячом, авторы использовали здесь термин «visual pivot» (в дословном переводе «зрительная опора»), неодно­кратно встречающийся в других работах (Ripoll et al., 1995; Williams, Elliott, 1999; Williams, 2000; Kim, Piras, Vickers, 2011).

В свою очередь, успешная реализация пе­нальти нападающим оказалась связана с более длительными фиксациями взора голкипера на мяче (Piras, 2009-2010; Piras, Vickers, 2011).

В 2010 году Г. Вуд и М. Вилсон (Wood, Wilson, 2010а) провели исследование, в котором приняли участие 18 спортсме­нов-футболистов. Регистрировалась дви­жения глаз и точность попадания при выполнении пенальти. Было установле­но, что точность попадания игроков су­щественно снижается в ситуации, когда вратарь активно размахивает руками, со­здавая ситуацию стресса, по сравнению с ситуацией, когда голкипер стоит непод­вижно.

Немного позднее эти же ученые (Wood, Wilson, 2011) представили рабо­ту, посвященную возможности тренировки у спортсменов-футболистов фе­номена «Quiet Eye». Суть тренировки с использованием технологии айтрекин­га заключалась в обучении футболистов управлению собственным взором при реализации пенальти. Для этого авторы раз­делили футбольные ворота на несколько секторов, а футболисту было необходи­мо выполнить 11-метровый удар в стро­го определенную зону, например, в левый верхний угол. Было установлено, что точ­ность попадания в ворота связана с нали­чием длительной фиксации на соответ­ствующей зоне перед осуществлением удара. Затем футболистов обучали фик­сировать свой взор на конкретной цели. Движения глаз футболистов перед нача­лом обучения и после него существенно различались. До обучения использова­нию феномена «Quiet Eye» направление взора спортсмена было или хаотическим, или зависимым от поведения голкипера, что существенно снижало точность попадания, после обучения футболист об­ретал способность зафиксировать свой взор на определенной зоне ворот, и это способствовало повышению точности исполнения пенальти.

Компания Acuity ETS в 2011 г. прове­ла анализ данных айтрекинга известного футболиста Криштиану Рональду. В пред­ставленном видео демонстрируются воз­можности применения технологий ре­гистрации движений глаз в футболе: при ведении мяча, взаимодействии с соперником и др. Как показали результаты реги­страции движений глаз, при обыгрывании противника Криштиану Рональду обраща­ет внимание на его действия, на движения стопы, голени, но не на контроль пере­движения мяча (что оказалось характерно и для менее опытного футболиста, также участвовавшего в эксперименте).

В 2014 г. М. Тиммис с коллегами (Timmis et al., 2014) продолжил разви­вать линию исследований, посвященных анализу движений глаз нападающих иг­роков при реализации пенальти. Основ­ной интерес авторов был направлен на сопоставление глазодвигательных пат­тернов при реализации двух типов 11-ти метрового удара: ориентированного на силу исполнения и ориентированного на точность. В эксперименте приняли учас­тие 12 спортсменов, выступающих в со­ставе университетских команд любитель­ского и полупрофессионального уровня. В результате исследования было уста­новлено, что при выполнении пенальти, ориентированного на точность попада­ния в определенную зону ворот, напада­ющие дольше фиксируют взор на цели, в направлении которой планируется осуществление удара. Что касается дви­жений глаз в процессе исполнения «си­лового» пенальти, для спортсменов ока­зались свойственны более длительные фиксации на мяче и действиях голкипе­ра, вследствие которых удар смещался в центральную область ворот (таким образом, шансы голкипера отбить мяч значительно повышались).

На основании представленных выше работ можно говорить об эффективно­сти применения технологий айтрекинга в психологической подготовки футбо­листов. С помощью методов регистрации движений глаз в футболе возмож­но изучение особенностей зрительного внимания игроков, а также антиципа­ции, принятия решений в процессе вы­полнения различных техническо-такти­ческих действий.

Данное исследование также посвяще­но возможностям технологий айтрекин­га в футболе. В отличие от работ, опи­санных выше, наш исследовательский интерес был направлен на изучение гла­зодвигательных паттернов, в том числе, стратегий зрительного сканирования в процессе реализации сложных техни­ческих действий в полевых условиях.

Цель, гипотеза, выборка и методы исследования

Цель исследования: изучение глазо­двигательных паттернов футболистов в процессе выполнения спортивно-спе­цифических задач.

Гипотеза исследования: особенности движений глаз в процессе выполнения спортивно-специфических тестов свя­заны параметрами спортивной резуль­тативности футболистов.

Выборка

В эксперименте приняли участие 23 профессиональных футболиста, высту­пающих во втором дивизионе Профес­сиональной футбольной лиги России в составе футбольного клуба «Строги­но». Возраст футболистов: от 17 до 22 лет (средний возраст = 21,56±1,5 лет).

Исследование проводилось с учетом рекомендаций В.А. Щербака – главного тренера футбольного клуба «Строгино», помощника главного тренера молодеж­ной сборной России.

Методы

В эксперименте использовалась мо­бильная система видео-регистрации движений глаз «Eye-tracking Glasses» компании Senso Motoric Instuments (ETG SMI), которая позволяет осуществлять бинокулярный трекинг глаз с часто­той регистрации – 30 Гц; погрешность 0.5 углового градуса; съемка видео сцены в HD качестве с расширением 1280х960; запись звука осуществляется через ин­тегрированный микрофон.

Описание эксперимента

Предварительная подготовка к проведению эксперимента

До начала проведения эксперимен­та в полевых условиях мы протестиро­вали возможности оборудования ETG SMI на серии технических футбольных тестов в условиях лаборатории: технике дриблинга на высокой скорости и без установки на скорость, набивании мяча («жонглировании») и передаче пасса. В предварительной серии тестов принял участие действующий спортсмен, имею­щий 2-ой взрослый разряд по футболу и стаж занятий более 9 лет.

В связи с наличием ограничений устройства для трекинга глаз было при­нято решение оставить в эксперименте исключительно те технические дейст­вия, во время которых:

  • а) по данным самоотчета спортсмена не возникало состояние дискомфорта (связанного с длительным привыкани­ем к осуществлению действий в очках);

  • б) можно было регистрировать как про­цесс реализации технических дейст­вий (с помощью камеры сцены), так и связанные с ним движения глаз (на­пример, в процессе набивания мяча при его перемещении выше уровня глаз и головы, расположенные на оч­ках камеры не регистрируют движе­ния глаз, т.к. футболисту было проще смотреть поверх очков, а не поднимать голову вслед за мячом).

В результате в экспериментальной схеме были оставлены следующие техни­ческие элементы: дриблинг вокруг кону­сов (с установкой на высокую скорость исполнения), пробивание мяча в опре­деленную зону ворот. Второй элемент (пробивание мяча в строго определен­ную зону) был включен по аналогии с исследованиями, проведенными Г. Вудом и М. Вилсоном (Wood, Wilson, 2010b, 2011), в которых для оценки точности исполнения пенальти футбольные воро­та делились на несколько секторов.

Следует отметить, что, в отличие от экспериментальных исследований, про­веденных ранее в лабораторных услови­ях или в закрытых помещениях (Wood, Wilson, 2010, 2011; AcuityETS, 2011; Timmis et al., 2014), реализация настоя­щего исследования осуществлялась в по­левых условиях. Это позволило, с одной стороны, исследовать особенности дви­жений глаз в процессе выполнения технико-тактических действий в условиях, максимально приближенных к профес­сиональной деятельности футболистов. С другой стороны – исследовать «чи­стую технику» дриблинга: в лаборатор­ных условиях характеристики поверхно­сти (пола) существенно отличаются от привычного для спортсменов покрытия футбольного поля, что влечет за собой технические ошибки. Они связаны, в том числе, с изменением схемы тела (гладкая поверхность требует смены привычных футбольных бутс на бутсы для мини-фут­бола) и специализированных восприятий: «чувства мяча», «чувства газона» и др. (Ткачева, 2011; Лях, 2010).

Процедура исследования

В полевых условиях эксперимент проходил следующим образом: напро­тив футбольных ворот в определенном порядке (см. рис. 1) были расставлены 6 конусов (фишек), которые футболи­сту было необходимо обвести с мячом как можно быстрее (используя технику дриблинга). После того, как спортсмен обвел последний из них, его задача со­стояла в том, чтобы осуществить удар по воротам в строго определенную зону.


Рисунок 1. Фотография дистанции с места старта

Таким образом, экспериментальная задача, поставленная перед спортсменом, представляла собой имитацию игровой ситуации – когда футболист, уводя мяч от своих противников на высокой скорости, осуществляет удар по воротам. Для более полного соответствия профессиональ­ной деятельности в воротах присутство­вал голкипер.

Длина дистанции от расположения мяча (места старта) до радиуса у ворот – 10 м; расстояние между конусами – 2,4 м между № 1-2, № 2-3, № 3-4, № 4-5 и 2,2 м между № 5-6; количество конусов – 6 шт.

Все спортсмены выполнили предва­рительную разминку, а также попробо­вали пробежать дистанцию с мячом по 2 раза.

Перед началом выполнения тестиро­вания спортсмены вытягивали карточки с определенной зоной попадания (слу­чайным способом, т.е. «вслепую»). Зона ворот была разделена на 9 секторов. В наборе карточек отсутствовали зоны № 2, № 5 и № 8 – зоны расположения вратаря. В результате набор карточек вы­глядел следующим образом (см. рис. 2).


Рисунок 2. Карточки с расположением зоны попадания в ворота.

Разделение ворот на сектора было проведено по аналогии с эксперимента­ми Г. Вуда и М. Вилсона (Wood, Wilson, 2010b, 2011) для оценки точности удара. Элемент случайности в выборе карточки был введен для того, чтобы снизить ве­роятность отражения мяча голкипером.

Каждый спортсмен выполнял тестовое задание 2 раза подряд (каждый раз фут­болист вытягивал новую карточку с опре­деленной зоной попадания), при этом, при обработке и анализе данных учиты­вались результаты по второй серии, пер­вая засчитывалась в качестве трениро­вочной (в том числе, направленной на привыкание к работе с оборудованием и связанными с ним неудобствами).

Перед началом первой и второй серии с каждым из спортсменов проводилась процедура калибровки очков, регулиро­вались лямки и ремни рюкзака (поясной и грудной), в котором располагалось записывающее устройство айтрекера. В связи с тем, что данные о движениях глаз записывались на улице, спортсмены надевали головной убор для предотвра­щения засвечивания линз (см. рис. 3). Те­стирование спортсменов проводилось на одном и том же футбольном поле в одно и тоже время суток (начиная с 11.00), по­этому каждый раз солнце находилось за спиной спортсменов, не мешая реали­зации точных ударов по воротам. Таким образом, мы постарались создать для спортсменов максимально схожие усло­вия тестирования.


Рисунок 3. Спортсмен на стартовой позиции

Регистрируемые параметры

Для анализа были выбраны следую­щие характеристики глазодвигательной активности спортсменов в процессе вы­полнения тестовых упражнений:

  1. Количество и длительность фиксаций, саккад, морганий;

  2. Количество и соотношение корот­ких непроизвольных фиксаций («эк­спресс-фиксаций» до 150 мс) и когни­тивных фиксаций (от 150 до 900 мс) (Schleicher, 2008).

  3. Соотношение фиксаций, связанных с амбиентной (100-300 мс) и фокаль­ной обработкой (>300 мс) (Величков­ский, 2006).

Для оценки результативности выпол­нения спортивно-специфических задач оценивались следующие параметры:

  1. Скорость дриблинга: оценивалось время прохождения дистанции от стартового сигнала до момента удара по воротам;

  2. Точность удара по воротам (соответ­ствие зоны попадания карточке, ко­торую вытянул футболист). Для пе­ревода в количественные значения совместно с тренером была разработана система оценки (см. табл. 1).

  3. Показатель техничности действий, который рассчитывался с учетом точ­ности попадания по воротам, скоро­сти перемещения с мячом и отсутст­вия ошибок (например, сдвига или пропуска фишек). Отдельно учитыва­лась позиция игрока (амплуа).


Критерий точности удара

1

Направление

0,2

1*

Направление ближе к центру (при условии 2)

0,05

1**

Обратное направление

-0,2

2

Высота соответствует

0,2

2*

*Высота на уровень ниже/выше

0,1

3

В пределах ворот

0,10

3*

За пределами ворот

-0,2

4

Гол (при 1 и 2)

0,5

4*

*Гол (при 1 и 2*)

0,2

5

**Гол (при 1)

0,1

Минимальное значение

-0,4

Максимальное значение

1,00


Таблица 1. Количественная оценка точности удара по воротам

Результаты исследования и их обсуждение

В первую очередь были проанализи­рованы количественные данные осо­бенностей глазодвигательной активно­сти футболистов в момент выполнения спортивно-специфических задач. Оста­новимся более подробно на некоторых из них.

56,5% участников тестирования ока­зались свойственны более продолжи­тельные по времени фиксации взора перед завершением упражнения (перед ударом по мячу). На наш взгляд, полученные данные подтверждают резуль­таты исследований, полученных на ма­териале других видов спорта, в которых описывается феномен Quiet-eye (Vickers, 1996; Harle, Vickers, 2001): перед осуществлением движения, связанного с попаданием в цель (в данном случае – конкретную область ворот), длитель­ность фиксаций увеличивалась.

При оценке соотношения экспресс-фиксаций и когнитивных фиксаций (Schleicher et al., 2008) было установлено, что в процессе выполнения те­стирующих упражнений движения глаз спортсменов характеризуются преобла­данием коротких непроизвольных (до 150 мс) фиксаций взора. В связи с тем, что преобладание коротких фиксаций связывается с амбиентной обработкой зрительной информации (Величков­ский, 2006), можно предположить, что реализация дриблинга на высокой ско­рости связана с минимальным зритель­ным контролем над действием.

В результате проведенного корреля­ционного анализа (методом корреля­ции Спирмена) были получены следующие статистически достоверные данные о взаимосвязи параметров глазодвигательной активности и показателей спор­тивной результативности:

  • выявлена положительная корреляция параметра «Точность попадания по воротам» и «длительность фиксаций» (r=0,434 p<0,05);

  • выявлена положительная корреляция параметра «Техника» и «длительность фиксаций» (r=0,426 p<0,05).

Полученные результаты также соот­носятся с результатами исследований, проведенных в других видах спорта, в которых указывается, что точностные характеристики выполнения спортив­но-специфических задач связаны с бо­лее длительными фиксациями (Vickers, 2007; Mann, 2007).

Стоит отметить, что такой параметр как позиция игрока (амплуа) не оказал статистически достоверного влияния на паттерны глазодвигательной активности футболистов в процессе тестирования. Единственное, чем отличались футболи­сты разных амплуа, это – скорость исполнения дриблинга. Нападающие игро­ки выполнили тестовое задание быстрее остальных (защитников, полузащитни­ков), что в целом согласуется с ранее про­веденными исследованиями. В частности, Шамардин А.А. отмечает, что нападающие в силу своих основных игровых обязанностей перемещаются на более высоких скоростях (Шамардин, 2008, С. 22).

Качественный анализ видеозаписи трекинга глаз позволил выделить основ­ные этапы в перемещении и фиксации взора во время различных фаз выпол­нения тестового упражнения: до нача­ла движения (фаза программирования), во время ведения мяча (фаза реализации моторной программы), в момент проби­вания мяча по воротам (фаза реализа­ции моторной программы) и после уда­ра (фаза контроля).

В результате на каждом из этапов вы­полнения теста нами были выявлены паттерны движений глаз футболистов, связанные с высокой техничностью вы­полняемых действий.


Характеристики не эффективной стратегии

Характеристики эффективной стратегии

До начала движения - фаза программирования

Предварительный просмотр трассы отсутствует.

Отсутствие фиксаций взора на зоне ворот, в которую необходимо осуществить удар.

Неоднократный предваритель­ный просмотр трассы. Фиксации взора на зоне ворот, в которую необходимо выпол­нить удар (согласно вытянутой карточке) (Vickers, 2007, Wood, Wilson; 2010, 2011).

Во время ведения мяча (дриблинга) - фаза реализации.

Переключение внимания с внешнего на внутреннее по схеме Р. Найдиффера: комменти­рование собственных действий - негативные вербальные реак­ции (Ткачева, 2011).

Длительный зрительный контр­оль за направлением движения мяча при невысокой скорости дриблинга (Acuity ETS, 2011; Сергиенко, 2013).

Длительные фиксации на футбольных фишках.

Фиксации взора перед мячом (Acuity ETS, 2011), наличие опережающих «антиципирующих» саккад (Барабанщиков, Жегалло, 2013).

Перед ударом - фаза реализации.

Отсутствие фиксации на цели - зоне ворот, в которую необходимо осуществить удар (Vickers, 2007; Wood, Wilson; 2010, 2011; Timmis et al., 2014).

Фиксация на цели - зоне ворот, в которую необходимо осуще­ствить удар (Vickers, 2007, Wood, Wilson; 2010, 2011; Timmis et al., 2014).

После удара - фаза контроля.

Отсутствие пост-анализа удара, например, спортсмен выполняет удар, отворачивается, не уделяя внимания направлению полета мяча, действиям вратаря.

Слежение за направлением движения мяча, пост-анализ.

Таблица 2. Характеристики эффективности глазодвигательных паттернов

Рассмотрим перечисленные особен­ности на примерах – рисунки 4, 5.


Рисунок. 4. Пример предварительного прос­мотра трассы спортсменом (фрагмент виде­озаписи)


Рисунок. 5. Пример фиксации на зоне попадания во время предварительного просмотра трассы (фрагмент видеозаписи)

Общий характер движений глаз фут­болистов в процессе дриблинга оказал­ся связан с чередованием антиципирую­щих и регрессивных саккад. В качестве первых рассматриваются саккады, опе­режающие направление движения мяча а регрессивные саккады связаны с возвращению позиции взора к пройденно­му участку, контролю мяча (в том числе, внесению сенсорных коррекций в слож­но-координируемое движение).

Данный паттерн встречается в 100% случаев, при этом направление антици­пирующих саккад связано с направле­нием движения – обыгрыванию кону­са слева предшествуют саккады в левую сторону и наоборот.

Обращаясь к данным визуализации фиксаций взора «Scan Path», можно от­метить небольшое расстояние между позициями фиксаций взора во время исполнения дриблинга (см. рис. 6). В то же время, реализации удара по воротам предшествуют длительные саккады, сме­щающие позицию фиксаций взора на большее расстояние, после которых так­же следуют регрессивные саккады в сто­рону мяча (см. рис. 7).


Рисунок 6. Фиксации в процессе дриблинга (покадровый анализ видеозаписи)


Рисунок 7. Пример длительной саккады перед реализацией удара

Подобный паттерн (наличие длитель­ных саккад перед исполнением удара по воротам) присутствует в 73,9% случаев.


Рисунок 8. Пример фиксации на действиях голкипера после удара

Как было отмечено выше, наличие фиксаций взора на действиях голкипера является характеристикой эффективной зрительной стратегии, т.к. предполага­ет пост-анализ результативности дейст­вий вследствие получения зрительной обратной связи.

Выводы

В результате экспериментального ис­следования, проведенного с участием профессиональных футболистов, были выявлены количественные и качествен­ные особенности движений глаз при вы­полнении спортивно-специфических задач, направленных на диагностику, с одной стороны, уровня развития ка­честв координации, с другой сторо­ны – скорости и точности осуществле­ния двигательных программ. Точность удара по воротам, а также техничность выполнения тестового упражнения по­ложительно коррелируют со средней длительностью фиксаций. В процессе дриблинга движения глаз спортсменов характеризуются преобладанием корот­ких непроизвольных фиксаций.

В работе также были рассмотрены глазодвигательные паттерны игроков на разных этапах выполнения поставлен­ной задачи. Перед началом движения игрокам оказались свойственны движе­ния глаз, связанные с программирова­нием движений: оценкой расстояния, фиксации на зоне попадания. В про­цессе дриблинга движения глаз футбо­листов характеризуются чередованием антиципирующих и регрессивных саккад, а реализации удара по воротам предшествуют большие по длительно­сти саккадические движения глаз в сторону ворот. Полученные результаты мо­гут применяться в целях диагностики эффективности зрительных стратегий, используемых спортсменами в процессе тренировки техники дриблинга и точ­ности исполнения ударов в створ ворот.

Заключение

Результаты настоящего исследования частично раскрывают роль зрительной системы в процессе реализации сложных двигательных навыков. С помощью при­менения методов регистрации движений глаз рассмотрены возможности диагно­стики зрительного внимания, антиципа­ции и принятия решений в футболе.

В качестве перспектив дальнейшего исследования можно рассматривать из­учение движений глаз в процессе выпол­нения аналогичных спортивно-специ­фических задач в других игровых видах спорта (например, баскетболе или хок­кее), а также сопоставление результатов, полученных на выборке, состоящей из спортсменов высокого уровня мастер­ства, с результатами начинающих спор­тсменов или спортсменов-любителей.

Работа выполнена в рамках гранта Президента Российской федерации для государственной поддержки молодых российских ученых No.14.120.14.5928-МК.

Литература:

Арбузин И.А. Развитие игрового мышления у юных футболистов 12-13 лет : дис. … канд. пед. наук. – Омск, 2006. – 181 с.

Байрачный О.В. Психологические критерии в определении спортивного амплуа юных футболистов на разных этапах многолетней подготовки / О.В. Байрачный, В.И. Воронова // Спортивный психолог. – 2010. – №1. – С. 53-56.

Барабанщиков В.А. Регистрация и анализ направленности взора человека / В.А. Барабанщиков, А.В. Жегалло. – Москва : Изд-во Ин-та психологии РАН, 2013. – 316 с.

Величковский Б.М. Когнитивная наука. Основы психологии познания. В 2 т. / Б.М. Величковский – Москва : Смысл ; Академия, 2006.

Веракса А.Н. Поведение глаз в момент прицеливания, на примере спортсменов, занимающихся стрельбой из лука / А.Н. Веракса, Е.Ю. Коробейникова // Материалы V Международной конференции молодых ученых «Психология – наука будущего». – Москва, 2013. – С. 108-109.

Воронова В. Психологическое обеспечение подготовки спортсменов в футболе / В. Воронова // Наука в олимпийском спорте. – 2013. – № 4. – С. 32-39.

Голомазов С. Футбол. Тренировка точности юных спортсменов / С. Голомазов, Б. Чирва. – Москва, 1994. – 90 с.

Горовая А.Е. Использование технологии айтрекинга в психологии спорта / А.Е. Горовая, Е.Ю. Коробейникова // Психологическая наука и образование. – 2013. – №1. – Электронный ресурс – Режим доступа : http://psyedu.ru  – (дата обращения: 28.03.2015).

Курилко Н.Ф. Особенности психологической подготовки в игровых видах спорта / Н.Ф. Курилко // Физическое воспитание студентов. – 2010. – № 6. – С. 40-43.

Лях В.И. Координационная тренировка в футболе / В.И. Лях, З. Витковски. – Советский спорт, 2010. – 216 с.

Мдивани М.О. Сплоченность спортивной команды и коммуникативная структура группы / М.О. Мдивани, В.М. Девишвили, И.С. Корнеев // Спортивный психолог. – 2014. – № 3. – С. 14-18.

Напалков Д.А. Аппаратные методы диагностики и коррекции функционального состояния стрелка : метод. рекомендации / Д.А. Напалков, П.О. Ратманова, М.Б. Коликов. – Москва : Макс Пресс, 2009. – 212 с.

Новиков Б.И. Экспериментальное исследование состояния психической готовности футболистов к соревнованию : автореферат дис. … канд. пед. наук. – Москва : ГЦОЛИФК, 1969. – 24 с.

Сергиенко Л.П. Спортивный отбор: теория и практика : монография Л.П. Сергиенко. – Москва : Советский спорт, 2013. – 1048 с.

Ткаченко Н.В. Методика общей психофункциональной подготовки юных футболистов на этапе углубленной специализации : автореферат дис. ... канд. пед. наук. – Волгоград, 2008. – 21 с.

Ткачева М.С. Особенности функционирования познавательных психических процессов в различных видах спорта / М.С. Ткачева // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2011. – Т.4. – № 2. – С. 55-61.

Шамардин А.А. Комплексная функциональная подготовка юных футболистов : монография / А.А. Шамардин. – Саратов : Научная Книга, 2008. – 239 с.

Acuity ETS. Eye Tracking Cristiano Ronaldo [Video], 2011. – URL : http://youtu.be/2NcUkvIX6no  – (Access date: 10.02.15, 20:00).

Dosil J. Psychological interventions with football (soccer) teams // J. Dosil (Ed.). The Sport Psychologist’s Handbook. A Guide for Sport-Specific Performance Enhancement – John Wiley & Sons Ltd., 2006. – pp. 139-158.

Erickson B.G. Sports Vision: Vision Care for the Enhancement of Sports Performance. – St. Louis, MO: Butterworth-Heimemann, 2007.

Grushko A., Leonov S. The usage of eye-tracking technologies in rock-climbing // Procedia, social and behavioral sciences. – 2014. – 146C. – 169-174.

Harle S.K., Vickers J.N. Training Quiet Eye improves accuracy in basketball free throw // The Sport Psychologist. – 2001. – 15. – 289-305.

Hill A.P., Hall H.K., Appleton P.R., Kozub S.A. Perfectionism and burnout in junior elite soccer players: The mediating influence of unconditional self-acceptance // Psychology of Sport and Exercise. – 2008. – 9. – 630-644.

Jordet G., Elferink-Gemser M.T. Stress, Coping, and Emotions on the World Stage: The Experience of Participating in a Major Soccer Tournament Penalty Shootout // Journal of Applied Sport Psychology. – 2012. – 24:1. – 73-91.

Lee S-M. Does your eye keep on the ball? Strategy of eye-movement for volleyball defensive players during spike serve reception // International Journal of Applied Sport Sciences. – 2010. – 22(1). – 128-137.

Mann D.T.Y., Coombes S.A., Mousseau M.B., Janelle C.M. Quiet eye and the Bereitschaftspotential: visuomotor mechanisms of expert motor performance // Cogn Process. – 2011. – 12:223. – 234. doi: 10.1007/s10339-011-0398-8

Mann D., Ward P., Williams A.M., Janelle C.M. Perceptual-cognitive expertise in sport: A meta-analysis // J. Sport Exerc Psychol. – 2007. – 29. – 457-478.

Memmert D., Hüttermann S. Orliczek J. Decide like Lionel Messi! The Impact of Regulatory Focus on Divergent Thinking in Sports // Journal of Applied Social Psychology. – 2013. – 43. – 2163-2167.

Menshikova G.Ya., Kovalev A.I., Klimova O.A., Chernorizov A.M., Leonov S.V. Testing the vestibular function development in junior figure skaters using the eye tracking technique // Procedia, social and behavioral sciences. – 2014. – 146C. – 252-258.

Nieuwenhuys A., Pijpers J.R., Oudejans R.R.D., Bakker F.C. The influence of anxiety on visual attention in climbing // Journal of Sport & Exercise Psychology. – 2008. – 30. – 171-185.

Panchuk D., Vickers J.N. Gaze behaviors of goaltenders under spatial–temporal constraints // Human Movement Science. – 2006. – 25. – 733-752. doi: 10.1016/j.humov.2006.07.001

Piras A. Visual Scanning in Sports Actions: comparison between Soccer Goalkeepers and Judo Fighters, 2009-2010. – URL : http://amsdottorato.cib.unibo.it/3064/1/Piras_Alessandro_tesi.pdf  – (09.03.15, 10:00).

Piras А., Vickers J.N. The effect of fixation transitions on quiet eye duration and performance in soccer penalty kick: instep versus inside kicks // Cogn Process. – 2011. – 12(3). – 245-55. doi: 10.1007/s10339-011-0406-z

Ripoll H., Kerlirzin Y., Stein J.F., Reine B. Analysis of information processing, decision making and visual strategies in complex problem solving sport situations // Human Movement Science. – 1995. – 14(3). – 325-349.

Russo di F., Pitzalis S., Spinelli D. Fixation stability and saccadic latency in elite shooters // Vision Research. – 2003. – 43. – 1837-1845. doi: 10.1016/ S0042-6989(03)00299-2.

Schleicher R., Galley N., Briest S. & Galley L. Blinks and saccades as indicators of fatigue in sleepiness warners: looking tired? // Ergonomics. – 2008. – 51(7). – 982-1010. doi: 10.1080/00140130701817062.

Timmis M.A., Turner K., Paridon van K.N. Visual Search Strategies of Soccer Players Executing a Power vs. Placement Penalty Kick // PLoS ONE. – 2014. – 9(12). doi:10.1371/ journal.pone.0115179

Vaeyens R., Lenoir M, Williams A.M., Philippaerts R.M. Mechanisms underpinning successful decision making in skilled youth soccer players: an analysis of visual search behaviors // Journal of Motor Behavior. – 2007. – 39(5). – 395–408.

Vänttinen T., Blomqvist M., Luhtanen P., Häkkinen K. Effects of age and soccer expertise on general tests of perceptual and motor performance among adolescent soccer players // Perceptual Motor Skills. – 2010. –110(3). – 675-92.

Veraksa A., Gorovaya A. The possibility of using sign and symbolic tools in the development of motor skills by beginning soccer players // Procedia - Social and Behavioral Sciences Published by Elsevier Ltd (Netherlands). – 2013. – 78(13). – 285-289.

Vickers J.N. Perception, Cognition, and Decision Training: The Quiet Eye in Action, 2007. – p. 34-37.

Ward R. «Quiet Eye» And Biathlon Shooting, 2008. – URL : http://www.canmorenordic.com/main.php?p=166  (09.03.15, 10:30).

Williams A.M., Elliott D. Anxiety, Expertise, and Visual Search Strategy in Karate // Journal of Sport & Exercise Psychology. – 1999. – 21(4). – 362-375.

Windsor P.M., Barker J., McCarthy P. Doing sport psychology: personal-disclosure mutual-sharing in professional soccer // Sport Psychologist. – 2011. – 25(1). – 94-114.

Wood G., Wilson M.R. A moving goalkeeper distracts penalty takers and impairs shooting accuracy // Journal of Sport Science. – 2010а. – 28(9). – 937- 946. doi: 10.1080/02640414.2010.495995

Wood G., Wilson M.R. Gaze behaviour and shooting strategies in football penalty kicks: Implications of a ‘keeper-dependent approach // J. Sport Psychol. – 2010b. – 41. – 293-312.

Wood G., Wilson M.R. Quiet-eye training for soccer penalty kicks // Cogn Process. – 2011. – 12(3). – 257-66. DOI 10.1007/s10339-011-0393-0

Для цитирования статьи:

Грушко А.И., Леонов С.В. Применение систем регистрации движений глаз в психологической подготовке футболистов. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 2(18). – С. 13-24.

Grushko A.I., Leonov S.V. (2015) Using eye tracking system in psychological training of football players. National psychological journal. 2 (18), 13-24.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер