ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Погожина И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 70-78.

Автор(ы): Погожина И.Н. ;

Аннотация

Исследование внутренних закономерностей функционирования познавательных систем, в том числе, системы логических операций индивида неразрывно связано с решением вопроса об универсальности процессов стихийного формирования и развития операциональной системы субъекта в разных социально-культурных условиях. Цель нашей работы – установление взаимозависимостей между уровнями развития элементов операциональной системы на стадии становления конкретнооперационального мышления у дошкольников из разных стран: России и Китая. Для диагностики уровней развития структурных элементов операциональной системы субъекта использовались классические методики Пиаже. Сопоставлены стадии развития логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения, способности к децентрации у 40 российских и 40 китайских дошкольников (3,1-6,5 лет). Выявлено отсутствие статистически значимых различий по показателям развития всех исследуемых элементов у детей из России и Китая (Mann-Whitney U test). Выявлено наличие статистически значимых положительных корреляционных взаимосвязей между уровнями развития элементов операциональной системы внутри российской и китайской выборок (ρ Спирмена; p < 0,01). Сделаны выводы о том, что испытуемые из России и Китая не превосходят друг друга по показателям развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, пониманию принципа сохранения. Элементы операциональной системы субъекта функционируют и развиваются взаимосвязано у российских и китайских дошкольников: повышению уровня развития одного из элементов системы сопутствует повышение уровней развития других элементов. Отсутствуют статистически значимые различия в конфигурациях элементов операциональной системы на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретнооперациональной между дошкольниками, живущими в разных культурно-социальных условиях (Россия, Китай). Это свидетельствует об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержания операциональной системы логического мышления субъекта, а также о том, что система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы.

Страницы: 70-78
Поступила: 26.02.2015
Принята к публикации: 03.03.2015
DOI: 10.11621/npj.2015.0108

Разделы журнала: Кросс-культурная психология;

Ключевые слова: кросскультурное исследование; Китайский дошкольник; логическое мышление; классификация; сериация; децентрация; децентрация;

PDF: /pdf/npj-no17-2015/npj_no17_2015_70-78.pdf

Доступно в on-line версии с 30.03.2015

Сопоставление между собой моде­лей детерминации развития со­держания психических процессов (классических, неклассических, пост-неклассических) и анализ современных подходов к исследованию поведения раз­вивающихся систем показали, что изуче­ние жестких причинных зависимостей не отрицает вероятностной детерми­нации и предполагает нахождение в вероятностном поле таких взаимосвязей, при которых вероятностный характер ответа системы на определенное внеш­нее воздействие, при соблюдении опре­деленных условий, становится необходимым (Зинченко, 2012; Князева, 1992; Корнилова, 2011; Новая философская .... 2010; Пригожин, 1991; Сачков, 2001; Сте­пин, 2011). Ряд авторов утверждают, что «сложноорганизованным системам нель­зя навязать их пути развития. Скорее не­обходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития (выделено нами)», как выводить системы на эти пути (Князева, 1992, С. 4). Поэтому исследование внутренних закономерно­стей функционирования познаватель­ных систем, в том числе, системы ло­гических операций индивида является необходимым условием построения по- стнеклассической модели детерминации формирования и развития содержания логического мышления субъекта.

Исследование внутренних законо­мерностей функционирования и разви­тия системы логических операций как целого, поиск взаимосвязей и взаимо­зависимостей между ее структурными элементами неразрывно связаны с ре­шением вопроса об универсальности процессов стихийного формирования и развития содержания познавательных психических процессов.

Пиаже настаивает на том, что после­довательность становления элементов операциональной системы логическо­го мышления одинакова для всех субъ­ектов, носит универсальный характер и внутренние закономерности развития операциональной системы как едино­го целого определяются механизмами функционирования самой системы (Пи­аже, 1994, 2003). Вместе с тем, результа­ты исследований достижения детьми раз­ных стран (культур) стадии конкретных операций неоднозначны. Некоторые ав­торы, в частности сам Пиаже, отмечают, что социально-культурные условия могут оказывать определенное воздействие на стихийное развитие операциональных структур. Например, существует разница в развитии мышления детей одного воз­раста, воспитывающихся в разных странах, в мегаполисах и сельских районах внутри одной страны и т.п. (Гринфилд, 1971; Коул, 1997; Dasen, 1972, 1975, 1984; Piaget, 1972). Другие исследователи под­черкивают, что кросскультурные разли­чия связаны лишь со скоростью приобре­тения субъектами логических операций, особенностями становления социальной децентрации, и не связаны с когнитив­ной децентрацией, а также содержанием и последовательностью развития логиче­ских операций в целом (Перре-Клермон, 1991, 2009; Berry, Poortinga, Segall, Dasen, 2002; Dasen, de Ribaupierre, 1987; Hollos, 1975; Hollos, Cowan, 1973). Таким обра­зом, вопрос о влиянии кросскультурных различий на процессы стихийного фор­мирования и развития структур логиче­ского мышления до конца не ясен. Если между представителями разных куль­тур существуют значительные различия в конфигурации элементов внутри опе­рациональной системы, общей стади­альности развития, то это может трак­товаться как отсутствие собственных внутренних закономерностей развития системы логических операций как цело­го. Если характер взаимосвязи между эле­ментами внутри познавательной систе­мы и общая тенденция их становления качественно не различаются, то сущест­вуют определенные закономерности организации элементов внутри самой си­стемы, которые могут быть изучены.

Объект исследования: логическое мыш­ление дошкольников. Предмет - взаимос­вязи между элементами операциональной системы логического мышления у россий­ских и китайских дошкольников.

Цель: установление взаимозависи­мостей между уровнями развития эле­ментов операциональной системы на стадии становления конкретноопераци­онального мышления у дошкольников из разных стран: России и Китая.

Гипотезы

Общая:

Система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы.

Частные:

  1. Характер взаимосвязи между элемен­тами внутри операциональной систе­мы логического мышления качествен­но не различается у дошкольников из России и Китая.

  2. Существуют статистически значимые взаимосвязи между уровнями развития структурных элементов операциональ­ной системы: умением децентрироваться, логическими операциями клас­сификации, сериации и пониманием принципа сохранения у российских и китайских дошкольников.

Исследование выполнено нами и под нашим руководством совместно с Г. Люй (КНР) в рамках ее дипломной работы (Люй, 2006).

Характеристика выборки

В исследовании приняли участие 80 детей в возрасте от 3,1 до 6,5 лет, посещающие дошкольные учреждения г. Москвы (40 детей) и г. Хэ Нан (КНР) (40 детей).

Методика

Для определения уровней развития структурных элементов операциональ­ной системы (способности к децентра- ции, логических операций классифи­кации, сериации, понимания принципа сохранения) использовались следую­щие методики:

  • для диагностики умения децентриро- ваться - модифицированная методи­ка «Три горы» (Пиаже, Инельдер, 2003; Piaget, Inhelder, 1956);

  • для диагностики уровней сформи- рованности логических операций классификации, сериации и понима­ния принципа сохранения - методи­ки, разработанные в рамках концепции Пиаже (Пиаже, 1994, 2003; Bloom, Hastings, Madaus, 1971).

Критерии оценки уровней развития элементов системы логического мышления субъекта.

  1. Способность к децентрации:
  2. Стадия I. Отсутствие децентрации. Ребенок не понимает различий между своей перспективой и перспективой другого лица. Как следствие, дети вы­бирают тот вид, который наблюдают сами, какой бы ни была позиция дру­гого наблюдателя.

    Стадия II. Частичная децентрация. Ребенок понимает некоторые от­ношения между трансформациями. В первую очередь он усваивает отно­шение спереди-сзади, но еще не мо­жет схватить все пространственные трансформации одновременно. Даже если отношение спереди-сзади оце­нивается правильно с точки зрения другого лица, перспектива слева-спра­ва остается нетрансформированной, соответствующей исходной позиции наблюдения ребенка.

    Стадия III. Полная децентрация.

    Все трансформации, включенные в изменение ракурса наблюдения, рас­сматриваются одновременно, ребенок полностью дифференцирует свою по­зицию от позиции иных лиц, дает вер­ные ответы на вопросы о том, как вы­глядит та или иная ситуация, если ее рассматривать с разных точек зрения.

  3. Логическая операция «классифика­ция»:
  4. Стадия I. Графические или наглядные коллекции.

    Ребенок использует пространст­во как принцип группирования ве­щей. Поэтому, когда его просят поло­жить вместе вещи, которые подходят друг другу, он упорядочивает объекты в пространственную модель относи­тельно объективного сходства меж­ду ними, постоянно меняя основания группирования. Не может составить ни одной дихотомии (группы объек­тов на основе сходства лишь какого- либо одного признака).

    Стадия II. Неграфические или нена­глядные коллекции.

    Ребенок группирует объекты соот­ветственно их сходствам и различи­ям, способен составить одну, две три и т.д. дихотомии в рамках одного и того же набора объектов, но не может пра­вильно действовать с количественным аспектом классификации (соотносить объем класса объектов с объемами входящих в него подклассов).

    Стадия III. Операциональная класси­фикация.

    Ребенок способен составить все воз­можные дихотомии предлагаемой группы объектов и координировать ко­личественные и качественные аспекты классификации, верно соотносит меж­ду собой объемы класса объектов и во­дящих в него подклассов.

  5. Логическая операция «сериация»:
  6. Стадия I. Неправильная сериация, по­лученная путем проб и ошибок. Составление случайной неправиль­ной серии, составление небольших правильных серий по 2, 3 или 4 эле­мента (из 10-ти) и т.п.

    Стадия II. Перцептивная сериация. Правильная серия, полученная в про­цессе проб и ошибок. Действиями ре­бенка руководит в большей степени перцептивная конфигурация, а не ло­гические отношения.

    Стадия III. Операциональная сериация. Правильная серия, полученная путем систематического подбора без проб и ошибок и независимо от перцептив­ной конфигурации серии.

  7. Понимание принципа сохранение (построение инвариант).
  8. Стадия I. Нет ни эквивалентности, ни сохранения.

    Ребенок уверен, что количество (дис­кретных объектов, жидкости и т.п.) изменяется в соответствие с изменения­ми пространственных характеристик объекта. Он пытается выстроить оди­наковые пространственные границы вместо того, чтобы установить коли­чественное соответствие.

    Стадия II. Эквивалентность может быть установлена, но сохранения нет. Ребенок начинает сомневаться в изме­нении количества в ситуациях изме­нения пространственных параметров объектов. Он признает неравенство, если неравное количество вещества (вода), дискретных количеств и др. занимают одинаковое место в про­странстве по какому-либо одному признаку и неодинаковое по второму. Например, если в два сосуда разной формы - высокий и узкий, широкий и низкий налить жидкость, уравняв ее по высоте, ребенок понимает, что ко­личество жидкости в них не одинако­во, т.к. 2-ой сосуд шире. Однако, ког­да пространственная конфигурация меняется таким образом, что одина­ковое количество занимает неодина­ковое место в пространстве, ребенок начинает рассуждать, исходя из про­странственных границ.

    Стадия III. Устанавливается как эквива­лентность, так и сохранение.

    Ребенок начинает соотносить разные параметры объекта и ситуации меж­ду собой, связывая воедино взаимные изменения характеристик объектов и трансформации, которые привели к этим изменениям. Появляется опера­циональная обратимость. Сохранение становится логической необходимо­стью, которую ребенок может объя­снить через: 1) идентичность - ничего не добавили и не убавили; 2) реципрокность - учет взаимного изменения па­раметров ситуации (ниже, но шире, выше, но уже и т.п.); 3) инверсию - мы можем вернуть объекты обратно и ситу­ация станет такой, какой была раньше.

Процедура

С каждым из 80 испытуемых про­водилась индивидуальная диагностика в специально отведенном для этого поме­щении. Продолжительность диагностиче­ской встречи с ребенком составляла 20-35 минут. На занятиях дети сначала решали задачи на децентрацию, затем - на клас­сификацию и сериацию, в завершении - на понимание принципа сохранения.

На основе полученных диагностиче­ских данных определялся уровень раз­вития (стадия) элементов операциональ­ной системы у каждого испытуемого.

Статистическая обработка данных проводилась с помощью пакета про­грамм SPSS 17.0.

Результаты

Результаты диагностики представле­ны в виде сводной таблицы (табл. 1).


Таблица 1. Результаты диагностики уровней развития элементов операциональной системы (N = 80).

В столбцах указаны:

  1. порядковый номер;

  2. возраст ребенка;

  3. стадии развития способности к децентрации по результатам решения задачи Пиаже «Три горы»:

    • не сформировано (отсутствие децентрации);

    • частично сформировано (частичная децентрация);

    • сформировано в полном объеме (полная децентрация);

  4. стадии развития логической операции классификации:
  5. I - не сформировано (графическая коллекция); I

    I - частично сформировано (неграфическая коллекция);

    III - сформировано в полном объеме (операциональная классификация).

  6. стадии развития логической операции сериации:
  7. - не сформировано (неправильная сериация);

    - частично сформировано (перцептивная сериация);

    - сформировано в полном объеме (операциональная сериация).

  8. стадии развития понимания принципа сохранения:
  9. - не сформировано;

    - частично сформировано;

    - сформировано в полном объеме.

  10. страна проживания ребенка.

Результаты диагностики уровней развития способности к децентрации, операций классификации, сериации и понимания принципа сохранения у российских и китайских детей обо­бщены и представлены в таблице 2.


Таблица 2. Частотное и процентное соотношение российских и китайских детей, находящихся на одной стадии развития элементов операциональной системы (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).

Здесь «+», «-» - соответственно вер­ные и неверные ответы на диагностиче­ские вопросы методики Хьюза в ситуа­циях с одним и двумя полицейскими.

Римские цифры I, II, III - стадии раз­вития способности к децентрации, ло­гических операций классификации, сериации, понимания принципа сохра­нения: I - не сформировано; II - частич­но сформировано; III - сформировано в полном объеме.

Арабские цифры - количество (n) и процент (%) детей, находящихся на соответствующей стадии развития ис­следуемой характеристики по отноше­нию к общему числу детей подвыборки (n = 40) (% по столбцам) и по отношению к числу детей, той же стадии развития (% по строкам).

Как видно из табл. 2, результаты ди­агностики уровней развития элементов операциональной системы у россий­ских и китайских детей очень похожи, а по некоторым показателям практиче­ски идентичны.

Поскольку для оценки наличия или отсутствия закономерностей в функци­онировании операциональной системы как целостной структуры важны не толь­ко показатели уровней развития ее от­дельных элементов, но и характер вза­имосвязей между ними, в таблицах 3-6 дано сопоставление стадий развития эле­ментов операциональной системы друг с другом у испытуемых из России (Р) и Китая (К). На пересечении строк указано количество (n) и процентное соотноше­ние (%) детей, находящихся на соответ­ствующей стадии развития изучаемой характеристики по отношению к общему числу испытуемых соответствующей ста­дии развития сравниваемого показателя.


Таблица 3. Соотношение уровней развития способности к децентрации с уровнями развития операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения у российских и китайских детей (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).


Таблица 4. Соотношение уровней развития операции классификации с уровнями развития операции сериации, понимания принципа сохранения у российских и китайских детей (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).


Таблица 5. Соотношение уровней развития операции сериации с уровнями развития операции классификации, понимания принципа сохранения у российских и китайских детей (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).


Таблицы 6. Соотношение уровней развития понимания принципа сохранения с уровнями развития децентрации, операций классификации, сериации у российских и китайских детей (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).

Из табл. 3-6 видно, что в целом соот­ношения уровней развития элементов операциональной системы у детей из России и Китая имеют сходный харак­тер и кардинальным образом не различаются. Вместе с тем, у испытуемых двух стран отмечаются некоторые рассогла­сования показателей развития сравни­ваемых элементов. Например, в соотно­шениях уровней развития децентрации (II стадия) и сериации (табл. 3), в по­нимании принципа сохранения (II и III стадии), логических операций класси­фикации, сериации (табл. 4-6).

Для оценки статистической значимо­сти различий между российской и китайской выборками испытуемых по уровням развития способности к децентрации, операций классификации, сериации и по­нимания принципа сохранения исполь­зовался критерий Манна-Уитни (Mann- Whitney U test). Статистические гипотезы:

Н0 - группа российских дошкольни­ков не превосходит группу китайских дошкольников по показателям развития элементов операциональной системы.

H - группа российских дошкольни­ков превосходит группу китайских дошкольников по показателям развития элементов операциональной системы.

Результаты статистической оценки данных представлены в таблице 7.


Таблица 7. Статистическая значимость различий между российской и китайской выборками испытуемых по уровням развития элементов операциональной системы (N = 80; n1 = 40; n2 = 40).

Статистика критерия показывает, что иэмп > икр (для данного объема выбор­ки икр = 628 для р < 0,05 и икр = 557 для р < 0,01). Величины уровней значи­мости (р) всех исследуемых параметров значительно больше 0,01 (р > 0,01). Сле­довательно, принимается H0 - испыту­емые из России и Китая статистически значимо не различаются (не превосхо­дят друг друга) по показателям развития способности к децентрации, логических операций классификации, сериации, понимания принципа сохранения.

Для исследования характера корреля­ционных связей между элементами операциональной системы внутри каждой группы испытуемых (российской и ки­тайской) использовался коэффициент ранговой корреляции р Спирмена. По­парно сравнивались четыре переменные: децентрация, классификация, сериация, сохранение. Статистические гипотезы:

Н0 - корреляция между переменными равна нулю.

H - корреляция между переменными отлична от нуля.

В таблице 8 сопоставлены между собой коэффициенты корреляционной взаи­мосвязи между изучаемыми переменными у испытуемых из России и Китая.


Таблица 8. Коэффициенты корреляции между элементами операциональной системы у российских и китайских детей (ρ Спирмена; N = 80; n1 = 40; n2 = 40).

Из табл. 8 видно, что между показате­лями децентрации, классификации, сериации и сохранения внутри каждой под­группы испытуемых (Россия и Китай) выявлены положительные статистически значимые корреляционные зависимости на уровне значимости 0,01 (р < 0,01). Сле­довательно, принимается H1 - корреля­ция между переменными (способностью к децентрации, логическими операциями классификации, сериации, пониманием принципа сохранения) отлична от нуля. Это означает, что изменение уровней раз­вития данных элементов операциональ­ной системы статистически значимо по­ложительно взаимосвязано между собой как в российской, так и в китайской под­группе дошкольников. Характер взаимос­вязи между элементами познавательной системы статистически не различается внутри каждой подгруппы испытуемых.

Обсуждение результатов

Опираясь на положение Пиаже об универсальности последовательно­сти становления элементов операцио­нальной системы логического мышле­ния у всех субъектов и существования внутренней связи между ними, мы про­веряли гипотезу о том, что система логических операций субъекта функци­онирует, подчиняясь внутренним закономерностям своего развития. Поэтому, можно выявить статистически значимые взаимосвязи между уровнями развития ее структурных элементов, независимо от социально-культурных условий, в ко­торых эта система функционирует.

Мы сравнили конфигурацию элемен­тов внутри операциональной системы и показатели общей стадиальности ее развития у детей, проживающих в раз­ных культурно-социальных условиях: в России и в Китае. Оказалось, что, не­смотря на наличие некоторых рассо­гласований в суммарных показателях уровней развития отдельных сравнивае­мых элементов и характере взаимосвязи между некоторыми из них, статистиче­ские методы оценки данных не выяви­ли значимых различий между испытуе­мыми этих стран. Статистика критерия Манна-Уитни (U-критерий) показала, что по уровням развития способности к децентрации, операций классифика­ции, сериации и понимания принципа сохранения статистически значимых различий между испытуемыми россий­ской и китайской выборок нет (табл. 7). Исследование корреляционных связей между элементами операциональной си­стемы внутри каждой кросскультурной выборки с использованием коэффициента ранговой корреляции р Спирмена показало, что из 6-ти пар четырех срав­ниваемых переменных (децентрация, классификация, сериация, сохранение) статистическая значимость корреляци­онных взаимосвязей совпадает во всех исследуемых парах (р < 0,01) (табл. 8). То есть, повышение уровня развития од­ного элемента операциональной систе­мы сопровождается повышением уров­ней развития других ее элементов. Тем самым, положения Пиаже о том, что вну­три операциональной системы субъекта существуют взаимозависимости меж­ду ее элементами, получило статисти­ческое обоснование в обеих подгруп­пах испытуемых. На основе полученных данных мы делаем вывод, что между до­школьниками разных культур отсутствуют статистически значимые различия в показателях уровней развития отдель­ных элементов операциональной си­стемы и их конфигураций на этапе пе­рехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретноопера­циональной. Следовательно, можно го­ворить об универсальности развития логических структур и существовании собственных внутренних закономерно­Национальный психологический журнал National psychological journal http://www.psy.msu.ru/science/npj/ стей организации и развития элементов внутри системы логических операций как единого целого. Гипотеза исследо­вания доказана. Система логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретноо­перациональному функционирует, подчиняясь внутренним закономерностям развития системы. Существуют статистически значимые взаимосвязи между уровнями развития структурных эле­ментов операциональной системы: уме­нием децентрироваться, логическими операциями классификации, сериации и пониманием принципа сохранения.

Выводы:

  1. Выявлено отсутствие статистически значимых различий в показателях уровней развития отдельных элемен­тов операциональной системы (спо­собность к децентрации, логические операции классификация, сериация, понимание принципа сохранения) на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкрет­нооперациональной между дошколь­никами, проживающими в разных культурно-социальных условиях (Рос­сия, Китай). Это свидетельствует об универсальности процессов стихий­ного формирования и развития содер­жания операциональной системы ло­гического мышления субъекта.
  2. Выявлены статистически значимые положительные корреляционные вза­имосвязи между четырьмя элементами операциональной системы субъекта на этапе ее перехода к конкретноопе­рациональному уровню развития: спо­собностью к децентрации, логическими операциями классификации, сериации, пониманием принципа со­хранения (р < 0,01) внутри каждой кросскультурной выборки. Это свиде­тельствует о том, что данные элемен­ты операциональной системы субъ­екта функционируют и развиваются взаимосвязано у российских и китайских дошкольников: повышению уров­ня развития одного из элементов си­стемы сопутствует повышение уровней развития других элементов.
  3. Выявлено отсутствие статистически зна­чимых различий в конфигурациях эле­ментов операциональной системы на этапе перехода от дооперациональной стадии развития мышления к конкретно­операциональной между дошкольника­ми, проживающими в разных культурно­социальных условиях (Россия, Китай). Это свидетельствует о том, что систе­ма логических операций при переходе от дооперационального этапа развития к конкретнооперациональному функци­онирует, подчиняясь внутренним зако­номерностям развития системы.

Литература:

Гринфилд П. О культуре общества и о понимании принципа сохранения количества вещества // Исследование развития познавательной деятельности / под ред. Дж. Брунера и др. - Москва : Педагогика, 1971. - С. 272-306.
Зинченко Ю.П. Постнеклассическая методология в клинической психологии: научная школа Л.С. Выготского - А.Р. Лурия / Ю.П. Зинченко, Е.И. Первичко // Национальный психологический журнал. - 2012. - № 8. - С. 32-45.
Князева Е.Н. Синергетика как новое мировидение: диалог с И. Пригожиным / Е.Н. Князева, С.П. Курдюмов // Вопросы философии. - 1992. - № 12. - С. 3-20.
Корнилова Т.В. Методологические основы психологии: учебник / Т.В. Корнилова, С.Д. Смирнова. - Москва : Юрайт, 2011. - 483 с.
Коул М. Культурно-историческая психология: наука будущего / М. Коул. - Москва : Когито-Центр, 1997. - 432 с.
Люй Г. Сравнительное исследование взаимосвязи уровней сформированности логических операций у российских и китайских детей дошкольного возраста : дипломная работа; [Моск. гос ун-т им. М.В. Ломоносова]. - Москва, 2006. - 90 с. : ил., табл.
Новая философская энциклопедия. В 4 т. / Научно-ред. совет: предс. В.С. Степин; зам. предс.: А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин; уч. секр. А.П. Огурцов. Т. 1-4. - Москва : Мысль, 2010.
Перре-Клермон А.-Н. Роль социальных взаимодействий в развитии интеллекта детей / А.-Н. Перре-Клермон. - Москва : Педагогика, 1991. - 248 с.
Перре-Клермон А.-Н. Revisiting the Piagetian test of conservation of quantities of liquid: Argumentation within the adult-child interaction / А.-Н. Перре-Клермон, Ф. Аркидьяконо // Культурно-историческая психология. - 2009. - №3. - С. 25-33.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже ; вступ. статья В.А. Лекторского, В.Н. Садовского, Э.Г. Юдина. - Москва : Междунар. пед. академия, 1994. - 680 с.
Пиаже Ж. Психология ребенка / Ж. Пиаже, Б. Инхельдер. - Санкт-Петербург : Питер, 2003. - 160 с.
Пригожин И. Философия нестабильности / И. Пригожин // Вопросы философии. - 1991. - № 6. - С. 46-57.
Сачков Ю.В. К синтезу парадигм (концепций) жесткой детерминации и вероятностной детерминации / Ю.В. Сачков // Философия науки. Вып. 7: Формирование современной естественнонаучной парадигмы. - Москва : ИФ РАН, 2001. - С. 148-175.
Степин В.С. История и философия науки / В.С. Степин. - Москва : Академ. проект; Трикста, 2011. - 423 с.
Berry J.W., Poortinga Y.H., Segall M.H., Dasen P.R. Cross-cultural psychology: Research and applications (Second, revised edition). - Cambridge: Cambridge University Press, 2002. - 589 p.
Bloom B.S., Hastings J.T., Madaus G.F. Handbook on formative and summative evaluation of student learning. - New York: McGraw-Hill, 1971. - Ch. 13.
Dasen P.R. Concrete operational development in three cultures // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 1975. - Vol. 6. - №. 2. - P. 156-172.
Dasen P.R. Cross-cultural Piagetian research: A Summary // Journal of Cross-Cultural Psychology. - 1972. - Vol. 3. - №1.-P. 23-40.
Dasen P.R. The cross-cultural study of intelligence: Piaget and the Baoule // International Journal of Psychology. - 1984. -19.             -P. 407-434.
Dasen P.R., Ribaupierre de A. Neo-Piagetian theories: Cross-cultural and differential perspectives // International Journal of Psychology. - 1987. - 22. - P. 793-832.
Hollos M. Logical operations and role-taking abilities in two culturesA Norway and Hungary // Child Development. - 1975. - № 46 (3). - P. 638-649.
Hollos M., Cowan P. Social isolation and cognitive development: Logical operations and role-taking abilities in three Norwegian social settings // Child Development. - 1973. - № 44. - P. 630-641.
Piaget J. Intellectual evolution from adolescence to adulthood // Human Development. - 1975. — № 15. - P. 1-12.
Piaget J., Inhelder B.
The child’s conception of space.

Для цитирования статьи:

Погожина И.Н. Внутренние закономерности функционирования системы логических операций у российских и китайских дошкольников: кросскультурный анализ. // Национальный психологический журнал. – 2015. – № 1(17). – С. 70-78.

Pogozhina I.N. (2015). Internal patterns of logical operations in Russian and Chinese preschool students: crosscultural analysis. National psychological journal. 1 (17), 70-78.

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2017
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер