ISSN 2079-6617 (Print)
ISSN 2309-9828 (Online)
Ru | En
РПО
Факультет психологии МГУ имени М.В. Ломоносова
Главная RSS Поиск
Приглашение к публикации

ГлавнаяВсе статьи журналаНомера

Величковский Б. Б. Европейский психологический сертификат EuroPsy // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.94-96.

Автор(ы): Величковский Борис Борисович

Аннотация

Рассматриваются предпосылки создания европейского психологического сертификата EuroPsy, его содержание и история разработки. Обсуждаются возможности внедрения EuroPsy в России.

Страницы: 94-96

Разделы журнала: Подготовка кадров; Образование

Ключевые слова: психологические услуги; лицензирование; регулирование; сертификация; ЕвроПси

PDF: /pdf/npj_no03_2010/npj_no03_2010_94-96.pdf

Любой вид сложной профессиональ­ной деятельности, особенно связанной с обеспечением здоровья и благополучия людей, должен быть предметом регули­рования. Психология не является ис­ключением из этого правила. Наоборот, в этой области знания и практики регу­лирование и лицензирование играют особо важную роль, поскольку некомпе­тентные «психологи» представляют опасность для своих клиентов. Именно поэтому в странах с «развитой психологией» (к ним принято относить преиму­щественно страны Северной Америки и Западной Европы) доступ психологов на рынок профессиональных психологиче­ских услуг достаточно жестко контролируется как на законодательном уровне, так и на уровне деятельности националь­ных психологических ассоциаций. Сам факт наличия обязательных норм, регу­лирующих деятельность психологов, яв­ляется, с точки зрения мирового психо­логического сообщества, одним из критериев, позволяющих рассматривать конкретную страну как страну с «разви­той психологией».

Что такое EuroPsy?

EuroPsy — это набор требований к психологам, принятый Европейской Федерацией Ассоциаций Психологов (EFPA, www.efpa.eu). Если образование и практический опыт конкретного пси­холога удовлетворяют этим требовани­ям, психолог может получить сертифи­кат EuroPsy и войти в Европейский ре­естр психологов. Наличие сертификата

EuroPsy позволяет клиентам и работода­телям относительно объективно оценить качество образования, полученного конкретным психологом. На основании этой информации может быть принято обоснованное решение о выборе того или иного психолога в качестве консуль­танта или о его трудоустройстве. EuroPsy включает в себя требования к объему и содержанию академического обучения, к объему и качеству практической под­готовки психолога, а также требования по соблюдению им определенных эти­ческих норм.

Зачем нужен EuroPsy?

Многие существующие сегодня на Западе национальные системы лицензи­рования деятельности психологов явля­ются отработанными и достаточно эф­фективными. В тоже время, происходя­щие в мире перемены делают их не все­гда адекватными сложившейся ситуа­ции. В частности, это имеет место в стра­нах Европейского Союза (ЕС), ориенти­рованных на полную свободу перемещения профессионалов в пределах границ ЕС. В таких условиях наличие разроз­ненного конгломерата национальных систем лицензирования и регуляции, а также зачастую совершенно разных подходов к психологическому образованию заставляет искать новые способы инте­грации и унификации требований к про­фессиональным психологам. Европей­ский психологический сертификат EuroPsy является следствием стремле­ния европейского психологического сообщества к созданию на территории Ев­ропы единого психологического про­странства.

История EuroPsy

Попытки разработать единую систе­му взаимного признания дипломов по психологии имели место начиная с се­редины 1980-х годов. Они основывались на целом ряде директив Европейской Комиссии, призванных обеспечить бес­препятственное перемещение рабочей силы в пределах ЕС. Однако предлагае­мые в их рамках процедуры были до­вольно неудобными и предполагали индивидуальное рассмотрение каждого случая. Прообразом EuroPsy стала сис­тема образовательных стандартов по организационной психологии, разрабо­танная Европейской Сетью по Органи­зационной Психологии (ENOP) в 1998 г. В 1999 г. она выделила EFPA грант на разработку минимальных стандартов подготовки психологов в Европе. Ре­зультатом этой работы стали рамочные требования EuroPsyT, которые практи­чески без изменений вошли в состав требований EuroPsy.

C 2001 г. разработкой EuroPsy зани­мается специальный комитет EFPA. В 2009 г. Генеральная Ассамблея EFPA официально приняла положение о EuroPsy, и с 2010 г. она начинает рабо­тать с национальными психологически­ми ассоциациями по внедрению этой системы сертификации на националь­ном уровне. В этом же году начались ра­боты по созданию on-line версии Реест­ра психологов, получивших EuroPsy, и к концу 2010 г. можно ожидать начала функционирования общеевропейской части системы сертификации в полном объеме.

Требования EuroPsy

EuroPsy включает в себя требования к академической и практической подго­товке психологов, требования по соблю­дению ими определенных этических норм, а также ряд требований по поддер­жанию высокого уровня компетентно­сти психологов, уже сертифицирован­ных по EuroPsy.

Требования к подготовке. EuroPsy тре­бует 5-летнего образования по психоло­гической специальности, полученного в университете или аналогичном вузе, а также минимум 1 года супервизии. Об­разовательная модель предполагает про­хождение трех этапов:

  • 1 этап. Бакалавр или эквивалент;

  • 2 этап. Магистр или эквивалент;

  • 3 этап. Супервизия.

Учитывая, что во многих европей­ских странах 2-ступенчатая система (ба­калавр + магистр) сосуществует с 1-сту­пенчатой (диплом), правила EuroPsy подчеркивают условность выделения этапов, которые необязательно должны осуществляться строго последовательно. В результате каждого этапа в целом у обучающегося должны быть сформиро­ваны определенные знания и умения, а в результате всего обучения — компетен­ции, список которых приводится в стан­дарте EuroPsy. Требования стандарта яв­ляются минимально необходимыми, и EFPA ожидает, что знания, полученные в хороших университетах, будут их пре­вышать.

1 этап (начальный) должен обеспе­чить общую ориентацию студента-психолога в теориях и методах различных отраслей психологии и знакомство с родственными ей дисциплинами. На этом этапе закладываются основы, не­обходимые, но недостаточные для осу­ществления самостоятельной практиче­ской и исследовательской деятельности. Минимальная длительность 1 этапа рав­на 180 зачетным единицам (кредитам), что соответствует 3 годам обучения. В рамках 1 этапа стандарт требует изуче­ния следующих компонентов:

  • ориентация в психологии (введение в профессию, отрасли психологии, история психологии и т. д.);

  • психологические теории (общая, дифференциальная, клиническая, социальная психология и т. д. + прак­тические занятия);

  • «технологические» теории (теория тестов + практикумы);

  • психологические методы (методы сбо­ра и анализа данных + практикумы);

  • непсихологические теории (филосо­фия, социология, биология, эконо­мика и др.);

  • академические умения (библиогра­фическая работа, написание курсо­вых и т. п.).

2 этап подготавливает студента к са­мостоятельной практической деятель­ности в качестве психолога. Обучение может быть недифференцированным — подготавливающим к исследователь­ской деятельности или к деятельности в качестве «психолога общей практики», или дифференцированным — подготав­ливающим к практической деятельно­сти в одной из областей психологии. Минимальная длительность этапа — 120 кредитов (2 года обучения). На этом эта­пе изучаются те же компоненты, но те­перь с точки зрения их значимости для будущей практической профессиональ­ной деятельности психолога:

  • ориентация (обзор возможностей специализации, обзор профессио­нальных контекстов);

  • психологические теории (специаль­ные психологические теории, соот­ветствующие выбранной специали­зации, например, теории принятия решений + практикумы);

  • «технологические» теории (техноло­гические теории в рамках выбранной специализации, например, стохасти­ческая теория тестов + практикумы);

  • психологические методы (сложные методы сбора и анализа данных, на­пример, методы многомерной стати­стики, + практикумы);

  • непсихологические теории (специ­альные непсихологические теории, дополняющие выбранную специа­лизацию);

  • академические умения (написание квалификационных работ и статей, прохождение собеседований).

Кроме того, добавляются два новых компонента:

  • практика в аккредитованной органи­зации (до 6 месяцев, не является супервизией);

  • самостоятельный исследовательский проект (3—6 месяцев).

3 этап (супервизия) направлен на консолидацию теоретических и практи­ческих знаний и умений. Он оконча­тельно подготавливает будущего специа­листа к самостоятельной психологиче­ской практике, обеспечивая выработку индивидуальной профессиональной роли. На этом этапе выпускник занима­ется полусамостоятельной практиче­ской деятельностью под руководством опытного психолога в рамках профес­сионального коллектива. Общая трудо­емкость этапа составляет 1500 часов, что примерно соответствует 1 году работы.

Супервизия осуществляется в рамках государственной или каким-то образом сертифицированной частной организа­ции, которая:

  • предлагает услуги, совместимые с об­разованием выпускника;

  • гарантирует, что большая часть супервизии осуществляется профес­сиональным психологом (в некото­рых странах он аккредитуется нацио­нальной психологической ассоциа­цией и проходит соответствующую подготовку);

  • признается национальным органом, регулирующим психологическую деятельность.

Примерами организаций, удовлетво­ряющих перечисленным требованиям, являются больницы, социальные служ­бы, школы, а также частные психологи­ческие практики. Супервизия подтверждается документально (трудовая книж­ка, сертификаты и т. п.). Кроме того, су­первизор дает оценку выпускнику со­гласно разработанной EFPA анкете на предмет сформированности у него ком­петенций, перечисленных в стандарте EuroPsy.

Этические требования. Каждый кан­дидат на получение EuroPsy в письмен­ной форме обязуется соблюдать требо­вания Этического Кодекса националь­ной психологической ассоциации, при­чем национальная ассоциация обязует­ся привести свой Этический Кодекс в соответствие с требованиями Европей­ского Этического Мета-Кодекса. При грубых нарушениях профессиональной этики действие уже полученного серти­фиката может быть приостановлено или сертификат может быть полностью ан­нулирован. Решение о приостановле­нии/возобновлении сертификата при­нимает особый комитет в национальной психологической ассоциации (контролирующийся соответствующим евро­пейским комитетом).

Требования к поддержанию квалифи­кации. Сертификат EuroPsy выдается на срок 5 лет и должен обновляться по его истечении. Одним из условий продле­ния сертификата является наличие документальных подтверждений, что пси­холог принимал участие в мероприяти­ях повышения квалификации (конфе­ренции, семинары, тренинги и т. д.).

Юридический статус EuroPsy

Наличие сертификата EuroPsy необя­зательно для психолога. Этот сертифи­кат не является лицензией на осуществ­ление психологической практики. Если такая лицензия требуется в конкретной стране, ее необходимо получить незави­симо от наличия EuroPsy (хотя оно мо­жет облегчить процесс). Сам по себе дан­ный сертификат не позволяет каждому европейскому психологу свободно прак­тиковать в любой стране ЕС (психоло­гическая практика в этих странах регу­лируется соответствующим националь­ным законодательством). EuroPsy явля­ется набором отраслевых стандартов, принятых профессиональным сообщест­вом европейских психологов, и будет за­щищен как торговая марка.

EuroPsy в России

Российское психологическое обще­ство с 2009 г. является членом EFPA и поэтому может присоединиться к систе­ме сертифицирования практических психологов по стандарту EuroPsy. Критический анализ существующей практи­ки психологического образования в Рос­сии показывает, что в целом содержание учебных планов наших университетов в значительной мере совпадает с требова­ниями EuroPsy. Точками расхождения является значительное количество непсихологических дисциплин, препода­ваемых студентам в российских универ­ситетах, и явно недостаточное количе­ство часов, выделяемых на изучение ме­тодов психологии, особенно статистиче­ских, а также на формирование навыков академической работы. Однако с учетом некоторых корректировок можно пола­гать, что учебные программы универси­тетов, выполняющих требования ново­го федерального стандарта по психоло­гии, будут соответствовать требованиям EuroPsy.

Гораздо более серьезной представля­ется проблема создания полноценной системы проведения супервизии, кото­рая практически полностью отсутствует в нашей стране. Надо отметить, что во многих странах Европы, объявивших о готовности внедрения EuroPsy, возника­ет аналогичная проблема. Понятие супервизии является достаточно размы­тым, и стран, в которых данный вид практического обучения осуществляет­ся согласованным образом, крайне мало. Поэтому необходимость внедрения EuroPsy мотивирует национальные пси­хологические ассоциации создавать сис­темы проведения супервизии, руково­дствуясь национальными особенностя­ми. Например, во Франции с 2010 г. вво­дится институт коллективной супервизии, в рамках которого недавние выпу­скники, работающие по специальности, должны 1—2 раза в месяц собираться под руководством опытного специалиста для обсуждения возникающих в их практи­ке проблем (услуги супервизора оплачи­ваются начинающими психологами). Россия находится сегодня в ситуации, которая позволяет ей или выбирать под­ходящую европейскую модель супервизии, или создать свою собственную, пол­ностью отвечающую российским усло­виям, но не профанирующую саму идею супервизии.

Этические требования EuroPsy за­остряют еще одну проблему, характер­ную для российской психологии. Она состоит не столько в отсутствии повы­шенного внимания к вопросам профессиональной этики, сколько в отсутствии механизмов, гарантирующих соблюде­ние минимальных этических норм в профессиональной деятельности рос­сийских психологов. Российское психо­логическое общество может сыграть большую роль в нейтрализации этиче­ских проблем в области психологиче­ской науки и практики, если перейдет от декларирования необходимости этично­го поведения к созданию инструмента­рия для его эффективного поощрения. В целом, внедрение EuroPsy в России технически возможно, и европейские коллеги, безусловно, приветствовали бы такое развитие ситуации. Но за вопро­сом технической осуществимости всегда встает вопрос о целесообразности, и проблема внедрения EuroPsy в России не является исключением.

Зачем нам EuroPsy?

Следует еще раз подчеркнуть, что сертификат EuroPsy не является разре­шением на осуществление психологи­ческой практики/преподавания в евро­пейских странах. Однако его наличие гарантирует соответствие квалифика­ции российского психолога одному из наиболее совершенных профессиональных психологических образова­тельных стандартов. Хотя EuroPsy не является государственным или межго­сударственным стандартом, в ситуации полного отсутствия альтернативы эта система требований в течение ближай­ших десятилетий наверняка станет в Европе основой для оценки квалифи­кации психологов не только внутри профессионального сообщества, но и в обществе в целом. Таким образом, на­личие сертификата EuroPsy позволит российскому психологу, осуществляю­щему какое-либо взаимодействие с представителями других европейских стран, предоставить подтверждение своей компетентности в терминах, по­нятных европейским партнерам.

Сегодня Международный союз пси­хологической науки (IUPsyS) только на­чинает работу по анализу мировых сис­тем психологического образования с очевидной целью разработки минималь­ных мировых стандартов подготовки психологов. Учитывая, что IUPsyS нахо­дится на том этапе, на котором EFPA находилось 10 лет назад, можно с уве­ренностью предположить, что требова­ния EuroPsy (по крайней мере, в их об­разовательной части) послужат основой будущего международного образова­тельного стандарта. При таком развитии ситуации страны, уже внедрившие ана­логичный стандарт, будут иметь сущест­венное конкурентное преимущество, например, при привлечении иностран­ных студентов.

Как мы уже говорили, наличие сер­тификата EuroPsy не дает психологу не­ограниченное право на профессиональ­ную деятельность в пределах ЕС. Пра­во на предоставление психологических услуг дается на национальном уровне и регулируется специфическим законо­дательством конкретной европейской страны. Однако его наличие может об­легчить российским психологам полу­чение национальной психологической лицензии при возникновении такой не­обходимости. Можно предположить, что регулирующие инстанции европей­ских стран будут использовать упро­щенные процедуры лицензирования в данном случае. Кроме того, что особен­но важно — внедрение EuroPsy в Рос­сии будет способствовать унификации стандартов подготовки отечественных и европейских психологов без потери специфики национальных психологи­ческих школ. Это упростит совместную работу с европейскими коллегами и обогатит как мировую, так и россий­скую психологию.

Для цитирования статьи:

Величковский Б. Б. Европейский психологический сертификат EuroPsy // Национальный психологический журнал - 2010. - №1(3) - с.94-96.

Velichkovsky B. B. (2010). European psychological certificate EUROPSY.National Psychological Journal,1(3), 94-96

О журнале Редакция Номера Авторы Для авторов Индексирование Контакты
Национальный психологический журнал, 2006 - 2020
CC BY-NC

Все права защищены. Использование графической и текстовой информации разрешается только с письменного согласия руководства МГУ имени М.В. Ломоносова.

Дизайн сайта | Веб-мастер